Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Шелудько В.В.
рассмотрела путем использования систем видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации Волгограда на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда в защиту неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Волгограда об оспаривании бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда (далее - прокурор) обратился в Тракторозаводский районный суд г. Волгограда с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, в котором с учетом уточнения просил: признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам "данные изъяты"; возложить на администрацию Волгограда обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам "данные изъяты".
В обоснование административного искового заявления прокурор указал, что в рамках проведенной по обращению ФИО1 и ФИО2 на территории Тракторозаводского района г. Волгограда проверки соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами выявлены нарушения, а именно отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора Тракторозаводского района г. Волгограда. По информации ООО "Управление отходами - Волгоград" от 26 марта 2020 года ввиду неисполнения органами местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов, сбор на вышеуказанной территории осуществляется бестарным способом. Однако действующим законодательством не предусмотрена возможность бестарного накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем ответчиком нарушены интересы неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года административный иск удовлетворен. Бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам "адрес", признано незаконным. На администрацию Волгограда возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки по улицам "адрес"
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на указанной прокурором территории Тракторозаводского района г. Волгограда отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, не определены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведется реестр сведений о создании таковых мест.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 мая 2021 года решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 сентября 2021 года, администрация Волгограда ставит вопрос об отмене решения Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 мая 2021 года. Как указывает заявитель, администрация Волгограда не является распорядителем бюджетных средств в отношениях, связанных с несением расходов на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и их содержания и не может выступать ответчиком в части создания мест накопления ТКО. По мнению подателя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком является администрация Тракторозаводского района Волгограда. Ссылается на то, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что сбор ТКО бестарным способом не противоречит требованиям положений действующего законодательства в сфере обращения с ТКО. Считает, что прокурором не представлено доказательств возможности размещения контейнерных площадок на запрашиваемой территории, а именно согласование указанных мест с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области. Полагает, что на территории жилой застройки в границах указанных прокурором улиц накопление ТКО, складирование ТКО может осуществляться собственниками ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Кроме того, по мнению администрации Волгограда, суд не вправе возложить на орган местного самоуправления обязанность выбрать определенный способ выполнения возложенных полномочий, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Определением судьи от 6 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Представитель ООО "Управление отходами - Волгоград" в судебное заседание не явился. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав путем использования систем видео-конференц-связи представителя администрации Волгограда Цыцулину М.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя администрации Тракторозаводского района г. Волгограда Марченко Н.В, возражавшую по доводам жалобы, прокурора Кириенко А.А, полагавшего обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно части 4 статьи 8 Закона РФ N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
Статьей 13.4. Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 приведенной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены "Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства при обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Тракторозаводского района г. Волгограда, в ходе которой выявлено, что на территории индивидуальной жилой застройки по улицам "адрес" сбор твердых коммунальных отходов осуществляется бестарным способом, устройство мест накопления твердых коммунальных отходов для населения территориальной схемой не предусмотрено. Сбор и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ООО "Управление отходами - Волгоград".
По результатам проведенной проверки в адрес главы Волгограда внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего порядок сбора, хранения и вывоза твердых коммунальных отходов, которое осталось без удовлетворения.
По информации, представленной ООО "Управление отходами -Волгоград", установлено, что ввиду неисполнения органами местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок накопления) твердых коммунальных отходов, сбор на вышеуказанной территории осуществляется бестарным способом.
Статьей 6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Во исполнение приведенной нормы Закона, приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 12 июля 2019 года N 1923 утвержден Порядок накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Волгоградской области (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 3.1, 3.4 Порядка накопление (складирование) ТКО потребителями допускается в местах (на площадках) накопления ТКО, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области.
В местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
На территории индивидуальной жилой застройки, территориях ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, применяются способы накопления ТКО, указанные в подпунктах "б", "в" пункта 3.1 Порядка.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что на указанной прокурором территории не определены схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, не ведется реестр сведений о создании таковых мест. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что орган местного самоуправления неправомерно уклоняется от выполнения требований статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, бездействие административного ответчика является незаконным.
При этом суды указали на необходимость установить срок для исполнения предусмотренных законом и указанных в решении обязанностей в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию администрации Волгограда в судах первой и апелляционной инстанций.
В частности, суд первой инстанции, разрешая вопрос о надлежащем административном ответчике как лице, обязанном устранить нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, исходил из того, что финансирование на реализацию полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, обеспечению создания и содержание мест (площадок) накопления ТКО администрацией Волгограда не осуществлялось.
Принимая во внимание, что администрация Тракторозаводского района Волгограда, являясь структурным подразделением администрации Волгограда, финансируемым из бюджета Волгограда в соответствии с бюджетной сметой для реализации возложенных на нее функций, не получила финансирование на реализацию предоставленных полномочий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также, учитывая, что аналогичными полномочиями в силу положений Устава города-героя Волгограда наделена администрация Волгограда как орган местного самоуправления, то обязанность по организации создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории индивидуальной жилой застройки должна быть возложена на администрацию Волгограда.
Иные доводы кассационной жалобы также не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов обеих инстанций, носят субъективный характер и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 19 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 2 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.