Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Парафейника Е.И. и других административных истцов на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Парафейника Е.И. других административных истцов об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Парафейник Е.И. и другие обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Ейского городского поселения Ейского района от 25 января 2021 года N 14-р "О демонтаже самовольно установленных металлических гаражей, расположенных в районе многоквартирного дома по "данные изъяты"
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Парафейником Е.И. и другими административными истцами в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 8 сентября 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 29 сентября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от 2 ноября 2010 года N 451 утверждено Положение о порядке выявления, демонтажа и переноса самовольно установленных временных строений, сооружений, находящихся на территории Ейского городского поселения Ейского района.
В рамках проводимых администрацией Ейского городского поселения проверочных мероприятий установлено, что в районе многоквартирного дома "данные изъяты" расположена группа металлических боксов, не относящихся по внешним признакам к объектам капитального строительства.
Администрацией Ейского городского поселения установлены владельцы гаражных боксов.
Распоряжением административного ответчика от 24 апреля 2019 года N 109-р предписано в срок до 1 апреля 2020 года демонтировать металлические гаражи, расположенные в районе многоквартирного дома по ул "данные изъяты". Согласно пункту 3 распоряжения, оно подлежит опубликованию в газете "Приазовские сети" и на официальном сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района.
Распоряжением от 11 июня 2020 года N 177-р принято решение в срок до 31 декабря 2020 года демонтировать указанные металлические гаражи. Согласно пункту 4 распоряжения, оно подлежит опубликованию в газете "Приазовские сети" и на официальном сайте администрации Ейского городского поселения Ейского района.
В связи с истечением срока действия указанных актов, 25 января 2021 года администрацией Ейского городского поселения принято распоряжение N 14-р о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей в соответствии с утвержденным графиком. Распоряжение было официально опубликовано в газете "Приазовские степи" и на официальном сайте органа местного самоуправления в сети интернет.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен статус местной администрации как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, наделенного Уставом муниципального образования Полномочиями по решению вопросов местного значения, включает правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования, в систему муниципальных правовых актов, а также устанавливает, что глава муниципального образования издает в том числе постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования также издает постановления местной администрации по вопросам местного значения (часть 1 статьи 37, пункт 3 части 1, части 4 и 6 статьи 43).
При этом, частью 6 указанной нормы предусмотрено, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В свою очередь, часть 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи).
В силу части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в числе прочего, относится установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Процедура принятия оспариваемого распоряжения, форма, вид и порядок его опубликования административным ответчиком соблюдены.
Решением Ейского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 4 марта 1981 года N 51/25 обществу "Автолюбителей" был выделен земельный участок под установку индивидуальных металлических гаражей по ул. Красной.
Решением Ейского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 28 мая 1981 года N 129/12 утвержден коллективный кооператив по строительству и эксплуатации гаражей автолюбителей индивидуальных владельцев.
Решением Ейского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета от 24 июня 1981 года N 153/9 разрешено членам кооператива произвести установку металлических гаражей по ул. Красной наружным размером 3х5 м.
Указанные акты приняты в отношении общества "Автомобилист", а также гаражно-строительного кооператива по ул. Красной, при этом административными истцами не представлены документы, подтверждающие, что они являются членами гаражного кооператива "Автомобилист", а также гаражно-строительного кооператива по ул. Красной.
Кроме того, административными истцами не представлена схема установки гаражей, утвержденная главным архитектором, архитектурно-планировочное задание и технические условия.
Согласно постановлению органа местного самоуправления от 20 апреля 2006 года N 218 "О присвоении и изменении почтовых адресов гаражным кооперативам и группам гаражных боксов в городе Ейске" по ул. Красной, помимо группы металлических гаражей, расположенных в районе многоквартирного дома "данные изъяты" расположены: кооператив по эксплуатации и содержанию индивидуальных гаражей "Огонек" и гаражный кооператив "Красный".
Кроме того, доводы административных истцов, приведенные в ходе рассмотрения настоящего дела являлись предметом судебной проверки в ходе рассмотрения иска Парафейник Е.И. и других истцов об оспаривании распоряжения администрации Ейского городского поселения 11 июня 2020 года N-177-р о демонтаже самовольно установленных металлических гаражей. Вступившим в законную силу решением Ейского городского суда от 19 октября 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований иска.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 9 декабря 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.