Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х, рассмотрев путем использования видео-конференц-связи кассационную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Зеньковича И.Н, ГСК "Лермонтовский" к администрации г. Симферополя Республики Крым об оспаривании постановления, заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Зенькович И.Н, ГСК "Лермонтовский" обратились в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым (далее - администрация) от 11 августа 2020 года N "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: "адрес" (далее - оспариваемое постановление).
Требования административного иска мотивированы тем, что указанное постановление было принято ответчиком с нарушениями процедуры и в отсутствии законных оснований сноса спорных объектов.
Зенькович И.Н. является членом ГСК "Лермонтовский" и пользуется гаражом N с 1996 года. Указывает на то, что исполнение оспариваемого постановления о демонтаже объектов гаражного строительства может привести к нарушению имущественного права истцов на гараж и имущественных прав членов ГСК "Лермонтовский".
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 декабря 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Республики Крым от 17 марта 2021 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 сентября 2021 года, заявителем ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По его мнению, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Администрация указывает, что доказательства принадлежности на законных основаниях земельного участка истцам материалы дела не содержат, в связи с этим заявленные требования являются безосновательными. Данные обстоятельства судами надлежащим образом не исследованы и им не дана правовая оценка.
Определением судьи от 7 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заслушав доклад, пояснение представителя ГСК "Лермонтовский" Овсянниковой И.В, возражавшей против доводов жалобы, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии доказательств того, что все выявленные гаражи являлись объектами из сборных и быстровозводимых конструкций, не связанными прочно с земельным участком. Не приведено доказательств принятия надлежащих мер, как это установлено Порядком, к выявлению владельцев гаражей. В частности, отсутствуют доказательства опубликования соответствующих сведений в средствах массовой информации, не предоставлено доказательств реализации уполномоченным лицом возможности в порядке межведомственного взаимодействия установить фактических владельцев при том, что в материалах дела имеются многочисленные договоры аренды земельных участков для целей эксплуатации указанных гаражей, а также были предоставлены сведения о выделении одного из участков в установленном порядке.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Из материалов дела следует, что на земельном участке в районе многоквартирного дома по "адрес" расположено 59металлических гаражей.
В период с 1990 по 2000 годы с пользователями указанных гаражей исполнительным комитетом органа местного самоуправления были заключены платные договоры аренды земельных участков под ними.
В последующем владельцы данных гаражей в целях самоорганизации создали ГСК "Лермонтовский".
ГСК "Лермонтовский" обращалось в администрацию в целях предоставления в пользование участка под расположенными гаражами.
Судами установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости - нежилое здание, строение, "адрес", гараж (гаражи).
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым предоставлены данные об отсутствии сведений о сформированном земельном участке в районе указанного дома.
Согласно сведениям БТИ отсутствуют данные об объектах недвижимости - нежилое здание, строение, "адрес", гараж (гаражи) гараж (гаражи).
Актом обследования нестационарного объекта, размещенного на территории г. Симферополя, от 1 июня 2020 года N установлен факт расположения 59 единиц металлических гаражей по адресу: "адрес" Также указано на неустановление владельцев таковых. Кроме того, в Акте имеется запись об отсутствии договора о благоустройстве территории и решения органа местного самоуправления о передаче участка в собственность, пользование либо в аренду.
В приложении к акту указана фотография нестационарных объектов. Вместе с тем таковой, располагающей изображением всех нестационарных объектов, в материалы дела не предоставлено.
МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации от 20 мая 2020 года сообщил о том, что имеется решение органа местного самоуправления от 27 декабря 2012 года N о предоставлении участка под строительство и обслуживание индивидуального гаража. Также указано, что решения органа местного самоуправления, принятые до 1994 года, находятся на хранении в ГКУ Республики Крым "Государственный архив Республики Крым".
22 мая 2020 года на официальном сайте администрации размещена информация о поиске владельцев нестационарных гаражей, в том числе и среди прочих, в количестве 59 единиц в районе дома N по "адрес" с приобщением двух фотографий (изображены три металлических гаража). Кроме того, информация об установлении собственников и пользователей металлических гаражей, размещенных в указанном районе, была опубликована в официальном печатном издании.
Заключением комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования г. Симферополя без правовых оснований, от 10 июля 2020 года N в пункте 6 было принято решение о демонтаже 59 металлических гаражей на основании акта обследования нестационарного объекта, размещенного на территории г. Симферополя от 1 июля 2020 года N фотофиксации и иных документов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется Уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц. Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется актом по форме согласно приложению 1 к данному Порядку (далее - акт обследования), составленным представителем Уполномоченного органа.
Выявление неправомерно размещенных нестационарных объектов осуществляется уполномоченным органом при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц.
Факт выявления неправомерно размещенного нестационарного объекта оформляется обследования, составленным представителем уполномоченного органа.
В целях установления владельца нестационарного объекта и подтверждения факта неправомерности его размещения уполномоченным органом муниципального образования осуществляется межведомственное взаимодействие с компетентными органами.
В случае если владелец неправомерно размещенного нестационарного объекта неизвестен, уполномоченный орган также размещает информацию об установлении владельца в средствах массовой информации, официальном сайте муниципального образования (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней от даты составления акта обследования уполномоченный орган направляет данный акт и документы, подтверждающие неправомерность размещения нестационарного объекта, в комиссию.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований, утвержденным постановлением администрации от 16 июня 2017 N 1995 "О регулировании вопросов, связанных с демонтажем (сносом) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований" (далее - Положение) комиссия является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом администрации, осуществляющим рассмотрение, а также согласование вопросов, отнесенных к ее компетенции и реализации полномочий в части рассмотрения фактов размещения самовольных построек, а также объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, нормативными и правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Полномочия по рассмотрению и согласованию вопросов в части демонтажа (сноса) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований, осуществляются комиссией в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 года N 465 "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" и постановлением администрации от 23 сентября 2016 года N 2206 "Об утверждении Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек или о сносе самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек или их приведения в соответствие с установленными требованиями в административном порядке".
Основной функцией комиссии является осуществление мероприятий по освобождению самовольно занятых земельных участков от незаконно размещенных самовольных построек и незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. При рассмотрении вопросов о демонтаже (сносе) нестационарных объектов или о сносе самовольных построек, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, комиссия руководствуется нормативными правовыми актами, указанными в пунктах 1.3 и 1.4 данного Положения (пункт 2.13 Положения).
Комиссия рассматривает поступившие документы в течение двенадцати рабочих дней с момента их поступления и выносит заключение по форме согласно приложению 2 к этому Порядку (пункт 3.2 Порядка).
Заключение комиссии должно содержать один из следующих выводов: о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта в судебном порядке; о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; об отсутствии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта. Заключение подписывается всеми членами комиссии, утверждается ее председателем либо его заместителем (в случае отсутствия председателя) и направляется в уполномоченный орган (пункт 3.3. Порядка).
В силу пункта 3.5 Порядка в случае вынесения заключения комиссии с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством и/или договором оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с момента получения заключения осуществляет мероприятия, связанные с разработкой и принятием соответствующим муниципальным образованием постановления о демонтаже (сносе) нестационарного объекта (далее - постановление о демонтаже (сносе)).
Постановление о демонтаже (сносе) содержит следующие сведения: о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу); о месте размещения нестационарного объекта с указанием кадастрового номера земельного участка (при наличии) и адресных ориентиров; об основании демонтажа (сноса) нестационарного объекта; о сроке демонтажа (сноса) нестационарного объекта.
Как следует из заключения комиссии нестационарные объекты - металлические гаражи размещены неправомерно, без согласования с администрацией.
Однако материалы дела не содержат акт от 1 июля 2020 года N, послуживший основанием к принятию комиссией решения. Оспариваемое постановление не содержит ссылку на перечень оснований, предусмотренный пунктом 1.1 Порядка, чёткое правовое основание для принятия оспариваемого постановления в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оценив предоставленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определения суда апелляционной инстанций, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 10 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г. Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.