Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Карасовой Н.Х.
рассмотрела кассационную жалобу Терлецкого А.О. на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Терлецкого А.О. к начальнику департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым Федоренко А.В. об оспаривании бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Терлецкий А.О. обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия начальника департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым Федоренко А.В. (далее - начальник департамента Федоренко А.В.), выразившегося в ненадлежащем рассмотрении заявления Терлецкого А.О. от 20 января 2021 года о назначении социального пособия, путем направления последнему ответа от 1 февраля 2021 года N; возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Терлецкого А.О. от 20 января 2021 года о назначении социального пособия по существу и назначить административному истцу пособие либо направить отказ.
В обоснование административного иска Терлецкий А.О. указал, что 20 января 2021 года он посредством заказной почтовой корреспонденции обратился в адрес административного ответчика с заявлением о назначении социального пособия. 11 февраля 2021 года административному истцу поступил ответ от 1 февраля 2021 года N, в котором были разъяснены основания, при которых не назначается пособие. Однако из данного сообщения Терлецкому А.О. не ясно, отказано ли ему в назначении пособия, так как не указаны основания отказа. Как указывает заявитель, административным ответчиком не были запрошены дополнительные документы для назначения пособия, а также банковские реквизиты для перевода пособия. Терлецкий А.О. считает, что ответ административного ответчика является незаконным, противоречит нормам Европейской конвенции по правам человека.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что начальником департамента Федоренко А.В. в установленные законом сроки рассмотрено обращение Терлецкого А.О, дан мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 августа 2021 года, Терлецкий А.О. ставит вопрос об отмене решения Евпаторийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2021 года. По мнению заявителя, кассационному суду необходимо исследовать: отсутствие доказательств направления или вручения Терлецкому А.О. ответа на его заявление по существу; нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права; непривлечение к участию в деле юридических лиц; оставление административного истца без средств к существованию с апреля 2020 года.
Определением судьи от 7 октября 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и личные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частями 3 - 4 статьи 5 Закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 приведенного Закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 этого Закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 10 Закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 упомянутого Закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 2 статьи 8 и статьи 12 Закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как следует из материалов дела, Терлецкий А.О. 20 января 2021 года посредством заказной почтовой корреспонденции обратился в адрес начальника департамента Федоренко А.В. с заявлением о назначении и выплате социального пособия по той причине, что он находится без средств к существованию, в центре занятости ему отказывают предоставить работу. Заявление получено адресатом 25 января 2021 года.
11 февраля 2021 года в адрес Терлецкого А.О. поступил ответ от 1 февраля 2021 года N, в котором сообщено, что в соответствии с Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым" (далее - Закон N 10-ЗРК/2014) государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
Расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статьи 13 этого Закона в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Пособие не назначается в случае, когда: члены малоимущей семьи трудоспособного возраста не работают, не служат, не учатся по очной форме обучения в образовательной организации независимо от её организационно-правовой формы, типа и вида в течение трёх месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия (кроме лиц, которые в установленном порядке признаны безработными и по информации органов занятости не нарушают законодательство о занятости относительно своего трудоустройства); члены малоимущей семьи в течение 12 месяцев, предшествующих обращению за предоставлением социального пособия, осуществили покупку или оплатили услуги на сумму, которая на время обращения превышает 10-кратную величину прожиточного минимума, установленную в Республике Крым, для семьи; - в собственности или владении малоимущей семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трёх и более человек, или больше одного автомобиля, транспортного средства (механизма); в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II группы, и семей, в которых есть дети-инвалиды), есть земельный участок площадью свыше 0, 6 га, кроме случаев, когда такой земельный участок по независимым от малоимущей семьи причинам не приносит доход.
Также Терлецкому А.О. сообщено, что дополнительную информацию по вопросу предоставления государственной социальной помощи он может получить в управлении социальной поддержки департамента труда и социальной зашиты населения администрации г. Евпатории по номерам телефонов, указанных в ответе.
В соответствии со статьей 1 Закона N 10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь в соответствии с данным Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Статьей 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 10-ЗРК/2014 государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания получателя государственной социальной помощи в Республике Крым (часть 1).
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в электронной либо письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) в органы социальной защиты населения либо через многофункциональный центр, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности (часть 2).
При необходимости представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно путём направления межведомственных запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения, необходимые для принятия решения об оказании государственной социальной помощи (часть 3).
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым (часть 6).
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 587 (далее - Порядок), пособие назначается в случае, если член малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста, неработающий и не зарегистрированный в органе занятости в качестве безработного на день обращения за пособием: осуществляет уход за инвалидом I группы, за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, а также за инвалидом II группы вследствие психического расстройства и получающим ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым; осуществляет уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; осуществляет уход за ребенком до достижения им трёхлетнего возраста или за ребенком, который требует ухода в течение времени, определенного в медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста; обучается по очной форме по основным общеобразовательным программам, по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в образовательных организациях Российской Федерации и не достиг возраста 23 лет; является беременной женщиной; является женщиной или одиноким родителем, воспитывающим троих и более детей в возрасте до 16 лет; является получателем любого вида пенсии независимо от возраста, трудоспособности и ведомства, в котором назначена пенсия.
Пунктом 4 Порядка установлено, что данное пособие не назначается в случае, когда: члены малоимущей семьи (малоимущий одиноко проживающий гражданин) трудоспособного возраста в течение трёх месяцев, которые предшествуют месяцу обращения за назначением пособия, не работают(ет), в установленном порядке не признаны(ан) безработными(ым), признанные(ан) безработными(ым), но нарушают(ет) законодательство о занятости, не служат(ит); в течение 12 месяцев, предшествующих обращению за предоставлением социального пособия, осуществили(ил) покупку или оплатили(ил) услуги на сумму, которая на время обращения превышает 10-кратную величину прожиточного минимума, установленную в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина); в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц, достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами I и II групп, и семей, в которых есть дети-инвалиды), малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0, 6 га; в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает: 33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина, 21 квадратный метр на одного члена семьи в семье из двух человек и 18 квадратных метров на одного члена семьи в семье из трёх и более человек, или больше одного транспортного средства; малоимущий одиноко проживающий гражданин находится в государственной организации социального обслуживания.
Пособие назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Крым малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 5 Порядка).
В пункте 7 Порядка приведен перечень сведений, необходимых указывать в заявлении.
В соответствии с пунктом 9 Порядка для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; копия страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС); справка с места жительства заявителя о составе семьи; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции исходили из того, что обращение Терлецкого А.О. было зарегистрировано, рассмотрено с направлением заявителю соответствующего ответа. Суды пришли к выводу, что департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории, ввиду несоблюдения Терлецким А.О. требований Порядка, правомерно рассмотрел его заявление в порядке, предусмотренном Законом N 59-ФЗ. При этом несогласие административного истца с содержанием ответа на его заявление, а также с содержанием данного ему ответа, само по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований и не свидетельствует о нарушении его прав, свобод и законных интересов административных ответчиков.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, идентичны доводам апелляционной жалобы, носят субъективный характер и направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств дела, которая в силу положений части 3 статьи 329 КАС РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и, вопреки доводам жалобы, постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Терлецкого А.О. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 7 декабря 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.