Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Обуховой Н.В, поступившую в суд первой инстанции 24 сентября 2021 года, на решение Верховного Суда Республики Крым от 06 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Обуховой Н.В. о признании недействующими отдельных положений решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 октября 2019 г. N 3 "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта".
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения Обуховой Н.В, прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 октября 2019 года N 3 "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта" (далее - решение от 3 октября 2019 г. N 3) утверждён порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта (Приложение N 1) (далее - Порядок). Нормативный правовой акт официально опубликован в газете "Ялтинские вести" от 5 октября 2019 года N 48 (233) и размещен на сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 2.1. Порядка установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие установленным действующим законодательством требованиям к должности главы администрации города Ялта, в том числе, не имеющие на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости.
Пунктом 3.3. Порядка определен перечень документов, которые гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Ялтинский городской совет Республики Крым, которым не предусмотрено представление справки об отсутствии судимости.
Обухова Н.В, участвовавшая в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы администрации, обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующим решения от 3 октября 2019 года N 3 в той мере, в какой пункты 2.1. и 3.3. Порядка допускают взаимное противоречие, не предусматривают обязательности предоставления кандидатами на замещение должности главы администрации города справки об отсутствии судимости и противоречат статье 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статье 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", Указу Главы Республики Крым от 5 сентября 2014 года N 252-У "Об утверждении типового Положения о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района".
В ходе рассмотрения дела Обуховой Н.В. исковые требования были уточнены в части признания недействующим пункта 3.3. Порядка, при этом истец не отказалась от требований о признании недействующим пункта 2.1. Порядка, в связи с чем судом первой инстанции рассмотрены по существу заявленные Обуховой Н.В. требования.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2021 года решение Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 года изменено признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.1. порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 3 октября 2019 года N 3 "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта", в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости. В остальной части решение Верховного Суда Республики Крым от 6 апреля 2021 года оставить без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, административный истец Обухова Н.В. просит отменить обжалуемые судебные акты, по делу принять новое решение и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвовал административный истец Обухова Н.В, которая просила удовлетворить кассационную жалобу по доводам изложенным в ней. Просила отменить обжалуемые судебные акты, по делу вынести новое решение которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор третьего отдела Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И. просил удовлетворить кассационную жалобу частично, а именно отменить апелляционное определение в части признания пункт 2.1. порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости и в данной части дело направить на новое рассмотрение.
Иные лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Статьей 37 названного федерального закона определено, что местной администрацией руководит глава местной администрации (часть 1); главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый Уставом муниципального образования (часть 2). Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 5). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (часть 6).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.
Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 года N 15-ЗРК "Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым" статусом городского округа наделено муниципальные образования город Ялта - городской округ Ялта.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22 сентября 2017 года N 1 (далее - Устав), Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 29 Устава к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым относится, в том числе, назначение главы администрации города Ялта и утверждение условий контракта для главы администрации города Ялта.
Статьями 42 и 43 Устава предусмотрено, что администрацией города Ялта руководит глава администрации города Ялта на принципах единоначалия. Главой администрации города Ялта является лицо, назначаемое на должность главы администрации города Ялта по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности, Ялтинским городским советом Республики Крым.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Устава к полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым относится принятие нормативных правовых актов, устанавливающих общеобязательные нормы, правила на территории городского округа Ялта с целью решения вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Оспариваемое истцом решение определяет порядок организации и проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, в том числе порядок формирования и организации деятельности конкурсной комиссии, принятия решения об объявлении конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, условия и процедуру проведения конкурса, а также порядок принятия решения конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Целью конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатов на замещение должности главы администрации города Ялта из числа граждан, представивших документы для участия в конкурсе, на основании их соответствия установленным квалификационным требованиям к этой должности муниципальной службы, профессиональной подготовки, стажа и опыта работы, знаний, умений, навыков и иных качеств, выявленных в результате проведения конкурса (пункт 1.3 Порядка).
Частью 1 статьи 65 ТК РФ предусмотрен перечень документов, предъявляемых работодателю при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу.
Частью 3 статьи 65 ТК РФ установлен запрет требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ) на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой (часть 1).
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; паспорт; трудовую книжку; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для граждан, пребывающих в запасе, и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; сведения, предусмотренные статьей 15.1 настоящего Федерального закона; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ предусмотрено, что при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.
Пунктом 2.1. Порядка установлено, что право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие установленным действующим законодательством требованиям к должности главы администрации города Ялта, а также не имеющие на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости.
Пунктом 3.3. Порядка определен перечень документов, которые гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в Ялтинский городской совет Республики Крым, в том числе заявление; анкету; копию паспорта; фотографии; документы, подтверждающие трудовую деятельность; документы, подтверждающие наличие необходимого образования, стаж работы и квалификацию; копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования; копию свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе; копии документов воинского учета; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу; копии сведений о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; сведения об адресах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать, в порядке, предусмотренном статьёй 15.1 Федерального закона Российской Федерации от 02.03.2007 N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; согласие кандидата на обработку своих персональных данных и персональных данных членов семьи; согласие кандидата на оформление допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; по желанию гражданина могут быть представлены отзыв с места работы (службы) и другие сведения.
Предусмотренное частью 1 статьи 65 ТК РФ при заключении трудового договора требование о предъявлении работодателю лицом, поступающим на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданной в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, не свидетельствует о противоречии пункта 3.3. Порядка вышеуказанному правовому регулированию.
Судебная коллегия соглашается с обоснованными выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для признания пункта 3.3. Порядка противоречащим статье 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", регулирующим отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, статьей 22 которого определены основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне, в том числе наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении него уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений.
Пунктом 3.8. Порядка определено, что процедура оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется ответственным структурным подразделением администрации города Ялта Республики Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Достоверность представленных кандидатом сведений подлежит проверке отделом обеспечения деятельности городского совета Управления организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета Республики Крым в течение 5 дней со дня окончания приёма документов (пункт 3.9. Порядка).
Несоблюдение ограничений, установленных действующим законодательством для поступления на муниципальную службу и её прохождения, является самостоятельным основанием для недопуска претендента к участию в конкурсе (пункт 3.10.2. Порядка).
Вопреки доводам административного истца типовое Положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района, утвержденное Указом Главы Республики Крым от 5 сентября 2014 г. N 252-У, пунктом 2 которого рекомендовано представительным органам городских округов и муниципальных районов первого созыва в Республике Крым при разработке собственных положений о конкурсе на замещение должности главы местной администрации городского округа, муниципального района руководствоваться данным Типовым положением, является рекомендательным актом, поэтому оснований для признания недействующим оспариваемого Порядка в связи с несоответствием Типовому положению не имеется.
Применительно к действующему законодательству оспариваемый акт в данной части отвечает общеправовому критерию формальной определенности, не допускает неоднозначное толкование содержания, не носит неопределенный характер.
Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании статьи 215 КАС РФ правомерно принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Между тем судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания для отмены апелляционного определения в части признания пункт 2.1. порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости и в данной части дела направить на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Согласно главам 4 и 5 Устава глава муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым - председатель Ялтинского городского совета не является главой местной администрации.
В связи с пунктом 1.2 Порядка конкурс обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, а также право муниципальных служащих на должностной рост на конкурсной основе.
В связи с пунктом 1.3 Порядка следует, что целью конкурса является отбор на альтернативной основе кандидатов на замещение должности муниципальной службы - главы администрации города Ялты.
Судом апелляционной инстанции при вынесении решения не учтено, что согласно Уставу глава муниципального образования городской округ Ялта Республика Крым - председатель Ялтинского городского совета не является главой местной администрации.
В соответствии с абзацем вторым части 2.1. статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплено, что кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.2. статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
а.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;
б.1) осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьей 106, частью второй статьи 107, частью третьей статьи 110.1, частью второй статьи 112, частью второй статьи 119, частью первой статьи 126, частью второй статьи 127, частью первой статьи 127.2, статьей 136, частями второй и третьей статьи 141, частью первой статьи 142, статьей 142.1, частями первой и третьей статьи 142.2, частью первой статьи 150, частью второй статьи 158, частями второй и пятой статьи 159, частью второй статьи 159.1, частью второй статьи 159.2, частью второй статьи 159.3, частью второй статьи 159.5, частью второй статьи 159.6, частью второй статьи 160, частью первой статьи 161, частью второй статьи 167, частью третьей статьи 174, частью третьей статьи 174.1, частью второй статьи 189, частью первой статьи 200.2, частью второй статьи 200.3, частью первой статьи 205.2, частью второй статьи 207.2, статьей 212.1, частью первой статьи 228.4, частью первой статьи 230, частью первой статьи 232, частью первой статьи 239, частью второй статьи 243.4, частью второй статьи 244, частью первой.1 статьи 258.1, частями первой и второй статьи 273, частью первой статьи 274.1, частью второй статьи 280, частью второй статьи 280.1, частью первой статьи 282, частью третьей статьи 296, частью третьей статьи 309, частями первой и второй статьи 313, частью первой статьи 318, частью второй статьи 354, частью второй статьи 354.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
В статье 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" содержится перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на муниципальную службу, в том числе осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.
Суд апелляционной инстанции, признавая пункт 2.1 Порядка в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости, без учета ограничений вышеуказанных нормативных актов, предоставил возможность участвовать в конкурсе лицам, которые в силу закона не могут занимать указанную должность.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое апелляционное определение приведенным требованиям не соответствуют, поскольку предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств дела, судом апелляционной инстанции не выполнены.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения в части признания пункт 2.1. порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости и в данной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо принять во внимание изложенное выше, разрешить дело в соответствии с требованиями процессуального закона, нормами материального права, а также с соблюдением прав, свобод и законных интересов сторон.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 августа 2021 года в части отмены решения Верховного Суда Республики Крым от 06 апреля 2021 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований Обуховой Н.В. о признании недействующим пункта 2.1 порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 03 октября 2019 года N 3 "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта" и принятии по делу в данной части нового решения, которым заявленные требования Обуховой Н.В. в указанной части удовлетворены, признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 2.1 порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 03 октября 2019 года N 3 "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта", в части указания на право участия в конкурсе граждан Российской Федерации, не имеющих на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости - отменить, дело направить на новое рассмотрение в указанной части в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 24 декабря 2021 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. КапункинН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.