Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальманова Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Царевой Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Царевой Н.В. к администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту по вопросам жилищно - коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, позицию прокурора Солдатова С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Царева Н.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялта Республики Крым со следующими требованиями (с учетом уточнений): признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 14 января 2020 года N43-п "Об утверждении реестра мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в части утверждения места размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес"; обязать Администрацию города Ялта Республики Крым рассмотреть вопрос об утверждении другого места размещения контейнерной площадки. В обоснование своих требований истец указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная на первом этаже многоквартирного дома по адресу: "адрес". В непосредственной близости от ее квартиры, в соответствии с оспариваемым решением, размещен контейнер для сбора твердых коммунальных отходов. При этом нарушено требование пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88) в части минимального расстояния от контейнера площадки до жилого дома. Решением ответчика нарушено ее право на охре здоровья и благоприятную среду обитания.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 октября 2020 года удовлетворены исковые требования Царевой Н.В.
Судом признано незаконным постановление администрации города Ялта Республики Крым от 14 января 2020 года N 43-п "Об утверждении реестра мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" в части утверждения места размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес", и не действующим в указанной части со дня вступления решения в законную силу.
Суд обязал администрацию города Ялта Республики Крым рассмотреть вопрос об утверждении другого места размещения контейнерной площадки, взамен утвержденного постановлением администрации города Ялта Республики Крым от 14 января 2020 года N43-п "Об утверждении реестра мест размещения контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" места размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес".
Судом взыскано с администрации города Ялты Республики Крым в пользу Царевой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по проведению судебной строительно-технической экспертизы в размере 24 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года решение от 1 октября 2020 года отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований Царевой Н.В.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 11 октября 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением от 14 октября 2021 года кассационная жалоба принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав позицию прокурора, который просил апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что при рассмотрении настоящего административного дела апелляционным судом были допущены такого характера нарушения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, удовлетворяя административные исковые требования исходил из того, что постановление N43-п в части утверждения месторасположения спорной контейнерной площадки противоречит требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N62-ФЗ, Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ, Правилам N1039, СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10, а поэтому не может быть признано законным.
С данным выводом суда первой инстанции, ссылаясь на постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 4 декабря 2020 года N42, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года N42, которым признаны недействующими на территории РФ Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N4690-88 не согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Крым не принято во внимание, что Царевой Н.В. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная на первом этаже многоквартирной дома по адресу: "адрес", кадастровый номер N. 14 января 2020 года администрацией города Ялты Республики Крым принято постановление N43-п "Об утверждении реестра мест размещение контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (далее - Постановление N43-п). Данным постановлением утверждено, кроме прочих, место размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: "адрес" (геолокация 44.492424, 34.153362).
В силу статьи 42 Конституции РФ, статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства РФ от 31 августа 2018 года N1039, которым утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, определяющие порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра, Требований к контейнерным площадкам для сбора твердых бытовых отходов установлены СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 N4690-88), СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N64), для разрешения вопроса о соответствии спорной контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов требованиям санитарных правил судом была назначена строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита" от 5 июня 2020 года N74, расстояние спорной контейнерной площадки до многоквартирного жилого дома N41а по улица Кирова в городе Ялта, Республика Крым, составляет 11, 45 метров. Расположение контейнерной площадки не соответствует требованиям пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88. Правильность и полнота экспертного заключения ответчиком не оспорена. Ходатайство о назначении повторной или дополнительной судебных экспертиз не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии со статьями 59-61, 82, 84 КАС РФ принял указанное заключение в качестве достоверного и допустимого доказательства нарушения санитарных правил при создании спорной контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В рассматриваемом случае Постановление N43-п в части утверждения месторасположения спорной контейнерной площадки противоречит требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ, Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ, Правил N1039, СанПиН 42-128-4690-88. СанПиН 2.1.2.2645-10, а потому не признано судом законным.
В силу изложенного, суд первой инстанции верно пришел к выводу об удовлетворении требования истца о признании незаконным Постановления N43-и в части утверждения места размещения контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов по адресу: Республика Крым, город Ялта, улица Кирова, район дома N41а. Поскольку Постановление N43-п в указанной части применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась расходная часть бюджета муниципального образования, Ялтинский городской суд Республики Крым пришёл к выводу о необходимости признания Постановления N43-п недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу (пункт 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих, нормативными свойствами").
Кроме того, в соответствии со статьей 111 КАС РФ суд взыскал с администрации города Ялты Республики Крым в пользу Царевой Н.В. понесенные ею расходы по оплате государственной пошлины и судебной экспертизы в размере 300 рублей и 24 000 рублей соответственно.
В силу изложенного, приведенные в решении суда первой инстанции основания для удовлетворения исковых требований, основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В силу пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года отменить, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 октября 2020 года оставить в силе.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 декабря 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.