Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Рзаевой Н.М. на решение Адлерского районного суда города Сочи от 19 августа 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Рзаевой Н.М. к администрации города Сочи о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца - ФИО8 представителя административного ответчика - ФИО9 судебная коллегия
установила:
Рзаева Н.М. обратилась в Адлерский районный суд города Сочи с административным исковым заявлением об оспаривании отказа Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования город Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка. Требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 квадратных метров с кадастровым номером: N, расположенный в городе Сочи по "адрес". Она обратилась в Администрацию муниципального образования город Сочи с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 952 квадратных метров и заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, на что ей было отказано, поскольку образовать земельный участок, без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не представляется возможным, а предложенное схемой образование земельного участка приведет к изломанности границ образуемого земельного участка и нерациональному использованию свободных муниципальных земель, однако, с принятым решением не согласна, что явилось основанием для обращения в суд.
Решением Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года решение Адлерского районного суда города Сочи Краснодарского края от 19 августа 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации муниципального образования город Сочи в утверждении схемы расположения земельного участка признан незаконным; суд апелляционной инстанции обязал административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Рзаевой Н.М, рассмотреть вопрос об утверждении и согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с перераспределением земельного участка с кадастровым номером: N, заключив соглашение о перераспределении этого земельного участка. Суд также указал, что решение является основанием для постановки Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю указанного земельного участка на кадастровый учет в соответствии с предоставленным межевым планом.
В дальнейшем, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 января 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 марта 2020 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку принятое судом решение затрагивает права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, что является существенным нарушением норм процессуального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2021 года решение от 19 августа 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 12 октября 2021 года Рзаева Н.М. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 14 октября 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения участников административного судопроизводства, кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Рзаевой Н.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, расположенный в "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27 марта 2009 года.
Рзаевой Н.М. на имя Главы города Сочи Краснодарского края подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 952 кв.м. на кадастровом плане территории в порядке перераспределения, расположенного в Краснодарском крае Адлерском районе города Сочи по улице Ленина, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий дом на одну семью), категории земель - земли населенных пунктов. Письмом от 30 ноября 2018 года N21.01-21/41930 Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации муниципального образования город Сочи отказал в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории и заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Принятое Департаментом решение Рзаева Н.М. признает незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, что и послужило основанием для его обжалования.
Среди доводов жалобы Рзаева Н.М. указала, что судом не предприняты меры к полному, всестороннему и объективному изучению материалов дела, в связи с чем районный суд пришел к выводам, не основанным на фактических обстоятельствах дела.
В силу пункта 1 статьи 11.2, пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ, пункта 12 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 24 сентября 2015 года N 2753, подпункта 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, подпункта 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, пунктов 2 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, подпункта 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, оценив представленные в материалах данного административного дела доказательства, исследовав все обстоятельства дела при его новом рассмотрении суд апелляционной инстанции разъяснил, что из оспариваемого письма видно, что представленная Рзаевой Н.М. схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, находящегося в частной собственности и земель, находящихся в муниципальной собственности, из которых невозможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований к образуемым и измененным земельным участкам, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 31 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации города Сочи от 24 сентября 2015 года N2753, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Предлагаемые к перераспределению земли расположены в территориальной зоне "Ж-2" - малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров, имеют подъезд от земель общего пользования и могут быть использованы для образования земельного участка с видами разрешенного использования и условно разрешенного использования, предусмотренными Правилами землепользования и застройки муниципального образования город - курорт Сочи для данной территориальной зоны. При этом предельные минимальные размеры земельных участков, образуемых из муниципальных земель установлены лишь для земельных участков с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
Предложенное схемой образование земельного участка, площадью 952 кв.м. путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером: N, находящегося в частной собственности и земель муниципальной собственности приведет к изломанности границ образуемого земельного участка, а также нерациональному использованию свободных муниципальных земель, поскольку планируется за счет земель общего пользования, которые могут использоваться как коридор для существующих и будущих инженерных коммуникаций, парковочный карман для машин, а также в целях перспективного расширения существующего проезда общего пользования.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что согласно пункта 2 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется, в том числе с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N762.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории предоставляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 ЗК РФ).
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, земельный участок, примыкающий к земельному участку истца с кадастровым номером N, площадью 600 кв.м, согласно фрагмента плана города Сочи, является территорией общего пользования. В силу статей 85, 27, пункта 7 статьи 11.9, подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Таким образом, в силу изложенного, руководствуясь статьями 85 и 27, пунктом 7 статьи 11.9, подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ, выводы судебных инстанций о законности оспариваемого решения администрации г. Сочи Краснодарского края являются правильными.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда города Сочи от 19 августа 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 декабря 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.