Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Капункина Ю.Б, Усенко Н.В, рассмотрела кассационную жалобу представителя АО "Тандер" по доверенности Штомпеля А.Н, поступившую в суд первой инстанции 08 октября 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению АО "Тандер" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества равной рыночной, Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя АО "Тандер" по доверенности Зафирова С.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1564 +/- кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации аптечной базы, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 54393000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанного земельного участка. Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка в размере 96493063, 35 рублей существенно превышает его рыночную стоимость, установленную оценщиком ИП Кондратьевым Е.П. в отчете об оценке от 15 июня 2020 года N 43/К-20-56, что нарушает права административного истца, поскольку влечет необоснованное увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены с учетом результатов судебной оценочной экспертизы, суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере, равной его рыночной стоимости - 67916000 рублей по состоянию на 1 января 2016 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июля 2021 года решение Краснодарского краевого суда от 24 марта 2021 года оставлено без изменения, резолютивная часть решения Краснодарского краевого суда дополнена указанием на период действия определенной судом кадастровой стоимости - с 1 января 2018 года до 1 января 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель АО "Тандер" по доверенности Штомпель А.Н. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июля 2021 года, считая его незаконным и необоснованными, просит изменить, решение суда первой инстанции дополнить указанием на период действия определенной судом кадастровой стоимости - с 16 декабря 2016 года до 01 января 2021 года.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель АО "Тандер" по доверенности Зафиров С.В. доводы кассационной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), регулировавшего вопросы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и продолжающего применяться в настоящее время к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой (включая оспаривание ее результатов), начатой до указанного момента, государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, ее результаты вносятся в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, под которой в силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1564 +/- кв. м, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для эксплуатации аптечной базы, расположенного по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2016 года и утверждена приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" в размере 96493063, 35 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 февраля 2017 года.
Из сообщения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, представленного суду апелляционной инстанции, следует, что приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 года N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0401008:45 по состоянию на 1 января 2020 года в размере 65798212, 32 рублей, которая применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2020 года.
Таким образом, на момент рассмотрения судом настоящего административного дела, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка являлась архивной.
При этом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка на дату обращения административного истца в суд продолжала затрагивать его права и законные интересы как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, административный истец наделен правом на ее оспаривание в установленном законом порядке (пункты 6, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28).
Обязательный порядок досудебного урегулирования данной категории спора для юридических лиц административным истцом соблюден, что подтверждается приложенным к административному исковому заявлению решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю от 6 августа 2020 года N 12/14.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административным истцом в суд первой инстанции был предоставлен отчет об оценке от 15 июня 2020 года N 43/К-20-56, выполненный оценщиком ИП Кондратьевым Е.П. (далее - отчет об оценке), из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года составила 54393000 рублей.
В ходе рассмотрения административного дела, в связи с возникшими сомнениями в обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта недвижимости, судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорного земельного участка, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Южная независимая оценочная компания" (далее - ООО "Южная независимая оценочная компания") Красюк И.Е.
Согласно заключению эксперта ООО "Южная независимая оценочная компания" Красюк И.Е. от 29 января 2021 года N 3а-1469/2020, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2016 года составила 67916000 рублей.
Оценив по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение вышеуказанной судебной экспертизы, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась вышестоящая судебная инстанция, признал правильными изложенные в ней выводы и пришел к тому, что заключение судебной экспертизы N 3а-1469/2020 соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы N 3а-1469/2020 от 29 января 2021 года, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); 3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ); 4) реестровых дел; 5) кадастровых карт; 6) книг учета документов.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, к числу которых в силу положений приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16 декабря 2015 года N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки", относится дата начала применения кадастровой стоимости.
В силу положений части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14 декабря 2016 года N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края", которым утверждена оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, 15 декабря 2016 года Соответственно, с учетом приведенных положений части 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации началом применения оспариваемой кадастровой стоимости будет являться 1 января 2018 года.
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки и утвержденная приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 5 октября 2020 года N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (дата опубликования 6 октября 2020 года), подлежит применению с 1 января 2021 года.
Таким образом, руководствуясь изложенным, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28, согласно которым, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, резолютивная часть решения суда первой инстанции обоснованно дополнена апелляционной инстанцией указанием в резолютивной части указанием на период действия определенной судом кадастровой стоимости - с 1 января 2018 года и до 1 января 2021 года.
При рассмотрении административного иска судом апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в нижестоящих судебных инстанциях, которой была дана надлежащая правовая оценка.
Выводов суда апелляционной инстанции они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 17 декабря 2021 года.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи Ю.Б. Капункин
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.