Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мироновой А.А. на решение Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 4 февраля 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Мироновой А.А, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Шульгина А.Н, Шульгина Р.Н, Шульгиной А.Н. к администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону о признании распоряжения незаконным.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, пояснения представителя истца Тарасенко Ю.В, судебная коллегия
установила:
Миронова А.А, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Шульгина А.Н, Шульгина Р.Н, Шульгиной Р.Н, обратилась в Первомайский районный суд города Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением к администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону о признании распоряжения незаконным, ссылаясь на то, что распоряжениями администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 30 мая 2019 года и 10 июня 2019 года её молодая семья в составе трех человек (Миронова А.А, супруг Шульгин Н.В, сын Шульгин А.Н.) признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты с одновременным признанием её молодой семьи участницей данной ведомственной целевой программы.
В дальнейшем, распоряжением районной администрации от 15 августа 2019 года, в связи с рождением детей, в состав ее семьи дополнительно включены сын Шульгин Р.Н. и дочь Шульгина А.Н. Вместе с тем истец утверждает, что распоряжением администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 24 сентября 2020 года её семья исключена из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с достижением её супругом Шульгиным Н.В. возраста, превышающего 35 лет до включения семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в данном мероприятии.
Однако административный истец полагает, что при включении её семьи в состав участников названного мероприятия она отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание стать его участниками. В данной связи, по мнению стороны истца, неполучение её семьей, при отсутствии какой-либо вины, социальной выплаты с момента постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий сентября 2020 года само по себе не должно нарушать соответствующего права, предусмотренного действующим нормативно-правовым регулированием. В связи с чем, административный истец просила суд признать незаконным распоряжение администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 24 сентября 2020 года N579 "Об исключении молодой семьи гр. Мироновой А.А. из числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Решением Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 4 февраля 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Мироновой А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 августа 2021 года решение от 4 февраля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 октября 2021 года административный истец просит решение суда первой инстанции и апелляционное определение отменить. Судами апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 26 октября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Заявленное ходатайство Мироновой А.А. о рассмотрении дела в её отсутствие с участием в судебном заседании представителя истца - Тарасенко Ю.В. рассмотрено, удовлетворено
Судебное заседание 16 декабря 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Первомайским районным судом города Ростова-на-Дону.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца Тарасенко Ю.В, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Поскольку действующий на территории Ростовской области порядок реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей вышеназванной целевой программы предполагает, что молодые семьи, имеющие трех и более детей, включаются в список участников от муниципального образования и список претендентов от муниципального образования в первоочередном порядке, истец отмечает, что её семья должна быть включена административным ответчиком в сводный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату до 1 июля 2020 года, то есть до достижения Шульгиным Н.В. возраста 36 лет.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой станции исходил из того, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а момента её включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Суд отметил, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в список претендентов, момент которого обусловлен, в том числе, объемом финансирования и количеством участников подпрограммы.
В данной связи суд, признавая оспариваемое распоряжение законным пришел к выводу, что поскольку 19 сентября 2020 года супругу Мироновой А.А. - Шульгину Н.В. исполнилось 36 лет, он достиг возраста, превышающего 35 лет, с указанной даты семья Мироновой А.А. перестала соответствовать условиям участия в подпрограмме и подлежала исключению из списка молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 46 Конституции РФ, статьей 218, пунктом 1 части 2 статьи 227, пунктом 1 части 8, частью 11 статьи 226 КАС РФ согласился с решением суда первой инстанции, исходя из следующего.
Миронова А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Шульгин Н.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ года состоят в браке, являясь родителями несовершеннолетних Шульгина А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шульгина Р.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шульгиной А.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжениями администрации Первомайского района города Ростова-на- Дону от 30 мая 2019 года и 10 июня 2019 года молодая семья Мироновой А.А. в составе трех человек (Миронова А.А, супруг Шульгин Н.В, сын Шульгин А.Н.) признана нуждающейся в жилых помещениях для участия в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в печении жильем и оплате жилищно- коммунальных услуг" государственной граммы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", а также имеющей доходы, позволяющие получить кредит либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, с одновременным знанием её молодой семьи участницей указанной ведомственной целевой программы.
Распоряжением администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 15 августа 2019 года в ранее определенный состав семьи Мироновой А.А. дополнительно включены сын Шульгин Р.Н. и дочь Шульгина А.Н. Впоследствии, распоряжением администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 24 сентября 2020 года, семья Мироновой А.А. исключена числа участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в связи с достижением Шульгиным Н.В. ДД.ММ.ГГГГ года возраста, превышающего 35 лет до дня включения семьи в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году и снята с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в данном мероприятии.
Согласно ответу Правительства Ростовской области от 4 августа 2021 года N, Миронова А.А. не включена в список претендентов в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, ссылаясь на позицию Конституционного Суда РФ, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством РФ в рамках их компетенции (Определения от 27 мая 2010 года N738-0-0, от 19 октября 2010 года N1333-0-0, от 14 июля 2011 года N988-0-0, от 16 июля 2013 года N1195-0, от 29 января 2015 года N 122-0 и др.), абзац 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N1050, пункт 4.8 Положения о порядке реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" суды исходили из того, что 19 сентября 2020 года супругу Мироновой А.А. - Шульгину Н.В. исполнилось 36 лет, администрация Первомайского района города Ростова-на-Дону руководствуясь абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на обретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 исключила семью истца из числа участников, приятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой граммы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", сняв её с учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях для участия в данном мероприятии.
В силу изложенного, судебные инстанции правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку судами обеих инстанций, с которой судебная коллегия соглашается.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда города Ростова-на-Дону от 4 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 августа 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Иванов А.Е.
Усенко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.