Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В, Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Демченко А.В, Емельянова Н.Н, Дробященко В.И, Аберемовой Н.В, Фуниковой С.Д. - Попонина В.А. на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Емельянова Н.Н, Дробященко В.И, Аберемовой Н.В, Демченко А.В, Фуниковой С.Д. к администрации муниципального образования Апшеронский район о признании недействующим постановления главы муниципального образования Апшеронского района Краснодарского края.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя ФИО15, представителя прокуратуры ФИО14 судебная коллегия
установила:
Емельянов Н.Н, Дробященко В.И, Аберемова Н.В, Демченко А.В, Фуникова С.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Апшеронский район (далее - администрация) о признании недействующим постановления главы муниципального образования Апшеронский район N 701 от 28 декабря 2018 года "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта "Газопровод межпоселковый "адрес"" (далее - Постановление N701).
В обоснование заявленных требований указали, что схема прокладки газопровода нарушает права административных истцов, как собственников, по целевому использованию данных земельных участков, поскольку по проекту газопровод пересекает принадлежащие административным истцам на праве собственности земельные участки, что в значительной мере затрудняет их использование в период использования земельных участков по назначению, также считают постановление N701 незаконным, принятым с нарушением действующего законодательства, так как указанные проекты планировки и межевания территории линейного объекта, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний на официальном сайте муниципального образования не размещались и не публиковались, как того требует закон. В виду нарушения порядка принятия спорного постановления, административные истцы, являясь собственниками земельных участков, по территории которых планируется строительство газопровода, были лишены возможности ознакомиться с проектной документацией, а так же подать мотивированные возражения относительно места прокладки газопровода, проходящего через принадлежащие им земельные участки. Во исполнение принятого постановления в отношении принадлежащих административным истцам земельных участков установлены обременения в виде публичного сервитута, которые зарегистрированы в установленном законом порядке в пользу ООО "Газпром межрегионгаз".
С учетом уточненных требований, заявленных представителем административных истцов по доверенностям Попониным В.А, последние просили признать недействующим с момента принятия постановление N701.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 22 октября 2020 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 11 февраля 2021 года решение от 22 октября 2020 года отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения в ином составе.
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 августа 2021 года решение суда от 24 мая 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 25 октября 2021 года, административные истцы просят отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 28 октября 2021 года кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Судом первой инстанции установлено, что проблема газификации в Краснодарском крае, а именно в Апшеронском районе, является одной из наиболее острых социальных задач, преодолеть которую орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации намерен путем реализации газификации населенных пунктов в рамках краевой целевой программы "Газификация Краснодарского края" на 2007 - 2011 годы", долгосрочной краевой целевой программы "Газификация Краснодарского края (2012 - 2016 годы)" и подпрограммы "Газификация Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно - энергетического комплекса".
Из материалов дела следует, что согласно постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 961 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" одной из основных проблем развития топливно-энергетического комплекса Краснодарского края из 1762 населенных пунктов Краснодарского края остаются не газифицированными 724 населенных пунктов, что составляет 41%. Особо остро данная проблема стоит в Туапсинском, Новопокровском, Мостовском, Отрадненском, Крыловском, Лабинском районах, городах Сочи, Горячий Ключ, а также в Апшеронском районе.
В связи с чем, 30 октября 2018 года главой администрации муниципального образования Апшеронский район издано постановление N573 "О назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта " "данные изъяты"" (далее - постановлением N573). Информация о проведении публичных слушаний, а также проект планировки и проект межевания территории линейного объекта были размещены на официальном сайте администрации муниципального образования Апшеронский район.
Указанным постановлением были утверждены проекты планировки и межевания территории линейного объекта " "данные изъяты"".
Как следует из материалов дела, административные истцы являются собственниками земельных участков с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", по территории которых планируется прокладка линейного объекта "Газопровод межпоселковый "данные изъяты"".
Разрешая спор судом первой инстанции установлено, что на основании ст. 130 Конституции РФ, ч.1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях обеспечения развития топливно-энергетического комплекса на территории Краснодарского края, а также в соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 31 марта 1999 года 369-ФЗ "О газоснабжении в РФ", Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Федерального закона от 27 июля 2010 года N190-ФЗ "О теплоснабжении", Закона Краснодарского края от 21 декабря 2018 года N3930-КЗ "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года", Закона Краснодарского края от 3 марта 2010 года N1912-КЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 июля 2013 года N685 "Об утверждении перечня государственных программ Краснодарского края", постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 года N430 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края", постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N961 утверждена государственная программа Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", а также из паспорта государственной программы Краснодарского края "Развитие
топливно-энергетического комплекса", следует, что подпрограммой государственной программы предусмотрена газификация Краснодарского края (в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 апреля 2019 года N223, от 20 ноября 2019 года N775), целью и задачей которой является, в том числе повышение надежности и качества энергоснабжения, а также эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов, научно-технического и экономического потенциала для повышения качества жизни населения и обеспечения энергобезопасности Краснодарского края, а так же комплексное развитие газификации населенных пунктов Краснодарского края.
Согласно постановлению N573 от 30 октября 2018 года публичные слушания были назначены на 3 декабря 2018 года, которые состоялись в соответствии с п. 1 и 2 п. 8 ст. 5.1, п. 23 ст. 5.1, ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, что подтверждается протоколом N1 проведения публичных слушаний по вопросу: "Проект планировки и проект межевания территории линейного объекта "Газопровод межпоселковый г. Апшеронск, х. Калинина - с. Вперед - п. Ерик - ст. Кубанская - ст. Тверская Краснодарского" от 3 декабря 2018 года, согласно данному протоколу обращений граждан и организаций по вопросу проведения публичных слушаний не поступало.
По результатам проведенных публичных слушаний главой администрации было принято постановление N701 от 28 декабря 2018 года "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта " "данные изъяты"", которое было размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Апшеронский район www.apsheronsk-oms.ru и в сетевом издании на сайте общественно-политической газеты Апшеронского района Краснодарского края "Апшеронский рабочий".
Рассматривая настоящие требования и оставляя их без удовлетворения, судом первой инстанции в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26, ст. 41, ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, п. 5 ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 8 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании Апшеронский район утвержденного решением Совета муниципального образования Апшеронский район N205 от 30 июня 2006 года (далее - Положение о публичных слушаниях), разъяснений п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N50, оспариваемое постановление N 701 относится к нормативным правовым актам органа местного самоуправления (носит нормативный характер), поскольку содержит предписание, направленное на регулирование земельных и градостроительных правоотношений, адресуемое неопределенному кругу лиц, устанавливает расположение образуемого линейного объекта (газопровода), т. е. подлежит оспариванию в порядке Главы 21 КАС РФ.
С учетом изложенного, судом первой инстанции достоверно установлено, что Постановление N 701 являлось итоговым по результатам публичных слушаний, которые были назначены к проведению на 3 декабря 2018 года постановлением N573 в установленном порядке обжаловано не было.
Как следует из содержания ст.ст. 2, 7, 48, 78 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятые органами местного самоуправления по вопросам местного значения муниципальные правовые акты, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер, а также решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции установлено, что администрация, принимая постановление N701 и утверждая указанным постановлением документацию по планировке объекта линейного объекта, - газопровод межпоселковый "данные изъяты"", правомерно осуществило реализацию своих полномочий, как орган местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, что прямо предусмотрено ст. 26, 41, 42 и 43 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом администрации муниципального образования Апшеронский район.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что публичные слушания, являясь формой прямого волеизъявления граждан, носят рекомендательный характер, так как результаты публичных слушаний не обязательны для уполномоченного органа местного самоуправления при принятии им распорядительного решения, в связи с чем, сами по себе публичные слушания и их результаты не могут нарушать чьих-либо прав и интересов.
Оспариваемое административными истцами постановление N701 Федеральному закону от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречит, поскольку оно принято в пределах компетенции главы района, в соответствии с ч. 3 ст. 13 вышеуказанного закона и с учетом проведенных публичных слушаний от 3 декабря 2018 года, с изложением мотивов принятого решения в самом постановлении. Данное постановление, являясь первой стадией реализации документов территориального планирования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, принято компетентным органом в рамках реализации государственных полномочий в сфере градостроительной деятельности, а так же в рамках реализации государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса", утвержденной постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N961 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие топливно-энергетического комплекса" и прав заявителей не нарушает.
Таким образом, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
При этом, судом апелляционной инстанции не установлено каких-либо доказательств, и иных сведений по планировке территории, возможного размещения линейного объекта, в установленном законом порядке, в том числе и предусмотренном ст. 45 Градостроительного кодекса РФ представлено суду не было.
Нарушения прав и законных интересов истцов объективно ничем не подтверждалось. Во владении, пользовании распоряжении объектами недвижимости - земельными участками, административные истцы не лишены, даже в связи с установлением публичного сервитута.
Таким образом, администрация муниципального образования Апшеронский район правомерно и в соответствии с требованиями законодательства осуществила реализацию своих полномочий, предусмотренных законодательством в качестве органа местного самоуправления.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы судов по следующим основаниям.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 24 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 12 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 декабря 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Иванов А.Е.
Усенко Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.