Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Пятигора А.И. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Афанасьевой Ю.Е. к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Афанасьева Ю.Е. обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выраженное в уведомлении от 3 сентября 2020 года об отказе в государственной регистрации права на земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N; возложить обязанность на административного ответчика повторно рассмотреть заявление Афанасьевой Ю.Е. о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, и сообщить об исполнении в суд и Афанасьевой Ю.Е. в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 февраля 2021 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2021 года решение от 25 февраля 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным и отменено решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выраженное в уведомлении от 3 сентября 2020 года об отказе в государственной регистрации права на земельный участок площадью 1.000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N; на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Афанасьевой Ю.Е. о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N, и сообщить об исполнении в суд и Афанасьевой Ю.Е. в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 14 октября 2021 года, административный ответчик просит отменить апелляционное определение. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 12 ноября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Участвующие в деле лица, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Как следует их материалов дела и установлено судом, 5 августа 2020 года административный истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый номер N.
В подтверждение права административным истцом представлено свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество - указанный земельный участок, выданное Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе 14 февраля 2014 года.
Уведомлением от 13 августа 2020 года Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя сообщило Афанасьевой Ю.Е. о приостановлении осуществления действий по регистрации права собственности по тем основаниям, что заявителем представлено свидетельство о праве собственности от 14 февраля 2014 года, в Архиве Управления, являющегося хранителем дел регистрационной службы ГУЮ города Севастополя данный документ отсутствует, что свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на заявленный объект недвижимости. Документы на указанный земельный участок 7 сентября 2017 года изъяты ОМВД по Нахимовскому району. Кроме того, определением суда от 15 марта 2017 года приняты меры по обеспечению иска в виде ареста на данный земельный участок.
Определением Нахимовского районного суда города Севастополя от 14 августа 2020 года отменены меры по обеспечению иска, принятые 15 марта 2017 года.
Сообщением от 3 сентября 2020 года Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказало Афанасьевой Ю.Е. в государственной регистрации права собственности на земельный участок по первому основанию, указанному ранее, поскольку представленное свидетельство о праве собственности от 14 февраля 2014 года не подтверждает наличие у заявителя прав на земельный участок.
Установлено, что указанный земельный участок предоставлен в собственность Афанасьевой Ю.Е. Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 2 апреля 2010 года N 953-р.
Указанный правоустанавливающий документ, а также выданный на его основании правоподтверждающий документ - свидетельство о праве собственности от 14 февраля 2014 года, в силу прямого указания в законе (ч. 2 ст. 6.1 Закона N 46-ЗС) не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Установив изложенное, руководствуясь приведенными нормами права, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что представленные для осуществления государственной регистрации права собственности земельного участка документы, в частности, свидетельство о праве собственности на земельный участок отсутствует в Архиве Управления Севреестра и отсутствует акт, изданный органом государственной власти о предоставлении земельного участка в собственность административного истца.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Абзацем 2 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абз. 4 п. 9.1 указанной статьи).
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, учитывая вышеназванные положения закона, а также установленные по делу обстоятельства, административным истцом представлены необходимые документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок, в связи с чем, у государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности.
По указанным основания суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, принимая новое решение об удовлетворении административного иска, руководствуясь положениями части 9, 11 статьи 226 КАС РФ, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, их законность административным ответчиком не доказана, при этом нарушает права административного истца.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется, так как данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 27 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 декабря 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Монмарь Д.В.
Пятигора А.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.