Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ряховской Т.А, действующей в интересах администрации г. Волгограда, на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Красноармейского района г. Волгограда, действующего в защиту неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя администрации г. Волгограда по доверенности Любимова Ю.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Красноармейского района г. Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Волгограда в вопросе соблюдения обязательных требований безопасности при ремонте и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования напротив дома "данные изъяты".
Просил обязать административного ответчика осуществить ремонт автомобильной дороги в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 октября 2021 года исковые требования удовлетворены, на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществить ремонт дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 апреля 2021 года решение суда перовой инстанции изменено в части изложения третьего абзаца резолютивной части, в остальном судебное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной председателем администрации г. Волгограда по доверенности Ряховской Т.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 13 октября 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 24 ноября 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя администрации г. Волгограда по доверенности Любимова Ю.А, настаивавшего на доводах и требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные постановления законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, согласно акту проверки от 2 октября 2020 года, проведенной на основании обращения физического лица прокуратурой Красноармейского района г. Волгограда, отделением ДН ОГИБДД Управления МВД России по г. Волгограду и департаментом городского хозяйства администрации г. Волгограда установлено, что напротив дома "данные изъяты" имеется дефект в дорожном покрытии. Обрушена кромка проезжей части на всю толщину дорожного покрытия в виде пролома глубиной 1 м 65 см, длиной 1 м 46 см, имеется просадка дорожного полотна глубиной 15 см, длиной 3 м 50 см.
Выявленные недостатки являются нарушениями требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог, установленных ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и требований ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля". Меры по обеспечению безопасного движения автомобильного транспорта и пешеходов на данном участке автомобильной дороги не приняты. Дорожные знаки и ограждения, предупреждающие об опасности, не установлены. Не обеспечена безопасность дорожного движения.
Ранее на указанном участке местности в связи с обращениями граждан также фиксировались нарушениями ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
В адрес главы г. Волгограда административным истцом 17 марта 2020 года направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры Красноармейского района Волгограда, принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий, им способствующих, недопущению их впредь, а также рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении действующего законодательства, к дисциплинарной ответственности за подписью прокурора района Иванова А.И.
В адрес прокуратуры Красноармейского района г. Волгограда 8 июня 2020 года поступило дополнительное обращение с приложением подписей всех жильцов, проживающих на улице Марковникова, и фотографий.
Из ответа департамента городского хозяйства администрации г. Волгограда от 3 июля 2019 года следует, что ввиду ограниченного финансирования, разработка проектно-сметной документации и работы по строительству дороги по ул. им. Марковникова в Красноармейском районе г. Волгограда в план работ 2019 года не включены. Возможность проведения указанных мероприятий будет рассмотрена при условии выделения целевого финансирования на данный вид работ.
Согласно ответу департамента городского хозяйства администрации Волгограда от 2 ноября 2018 года, на текущий год ремонт вышеуказанной дороги не запланирован, возможность проведения ремонта будет рассмотрена при формировании плана работ на 2019 год и наличии целевого бюджетного финансирования, 6 сентября 2018 года администрация Красноармейского района г. Волгограда направила обращение гражданина для рассмотрения в департамент городского хозяйства администрации г. Волгограда.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Волгограда, улица им. Марковникова относится к собственности публично-правового образования.
Согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с части 1 статьи 37 указанного Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 5 Устава города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу пункта 6 статьи 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно статье 5, части 4 статьи 6, части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований; мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги.
Приказом Росстандарта N 1245-ст от 26.09.2017 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" и введен в действие с 1 сентября 2018 года.
Пунктом 4.2 ГОСТа Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В рассматриваемом случае собственником указанной дороги является администрация г. Волгограда.
Выявленные недостатки состояния автомобильной дороги превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017 и свидетельствуют о том, что требования федерального законодательства и муниципальных нормативных актов в части организации дорожного движения и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения администрацией г. Волгограда соблюдаются ненадлежащим образом, в связи с чем имеет место неправомерное бездействие административного ответчика.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований иска прокурора.
Поскольку судами не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 16 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.