Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Русакова А.Е.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Николаенко Р.В. на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 марта 2021 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Николаенко Р.В. к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Николаенко Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, в котором просил признать незаконным бездействие административных ответчиков по обеспечению надлежащих условий содержания в исправительном учреждении (ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан), приведшее к нарушению прав административного истца не подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство общению (связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении) и присудить Николаенко Р.В. за счет казны Российской Федерации компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан) в размере 550 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в части; признано незаконным бездействие ФСИН России, УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан по обеспечению надлежащих условий содержания Николаенко Р.В. в исправительном учреждении ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан; с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Николаенко Р.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан в размере 250 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 июля 2021 года решение от 26 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 6 октября 2021 года, представитель административного истца просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 16 ноября 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 КАС РФ правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по административному делу не допущено.
Частью 5 статьи 250 КА РФ, частью 6 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" предусмотрено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу приговора суда, вынесенного по данному делу.
В силу пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в соответствии с частью 2 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ходатайство о восстановлении пропущенного срока рассматривается в предварительном судебном заседании. При установлении факта пропуска срока подачи административного искового заявления о присуждении компенсации без уважительных причин суд принимает решение об отказе в его удовлетворении без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в УИК Российской Федерации внесены изменения, согласно которым за нарушение условий содержания в исправительном учреждении предусмотрено право на компенсацию.
Так согласно статьи 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1 ст. 12.1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2 ст. 12.1).
Согласно статье 99 УИК РФ, регламентирующей вопросы материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров (ч. 1)
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин) (ч. 2).
В соответствии с пп. 3 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно пп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В силу положений ст. 9 названного Закона финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ административный истец отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН по Республике Башкортостан
В 2017-2018 годах Башкирской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводились проверки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан, в результате которых выявлены грубые нарушения уголовно-исполнительного законодательства, а в адрес администрации исправительного учреждения и УФСИН России по Республике Башкортостан внесены представления от 21 февраля 2017 года N д29-2017-3, от 29 марта 2018 года N д29-2018, от 28 июня 2018 года N 17-31д-2018, от 18 октября 2018 года N 29д-2018.
Так из указанных представлений усматривается, что в период отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Башкортостан допущены нарушения требований частью 1 статьи 99 УИК РФ (при лимите наполнения учреждения в 755 человек для содержания в строгом режиме в учреждении отбывали наказание 829 осужденных, ввиду чего в общежитиях отрядов N.N. 1-4 на одного осужденного приходится 1, 5 кв. м жилой площади).
В нарушение требований части 3 статьи 99 УИК РФ в отряде N 4, где отбывал наказание административный истец, на 151 осужденного приходилось 10 унитазов. Одно и то же помещение в отряде использовалось как для кухни, так и для комнаты хранения продуктов питания и приема пищи, совместно с сушилкой, кладовые для спортинвентаря и комнаты для хранения хозяйственного инвентаря отсутствовали.
Также проверками установлено, что администрацией учреждения допускались нарушения требований закона при организации питания осужденных, поскольку, в нарушение положений ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", вследствие несоблюдения правил мытья, посуды и кухонного инвентаря на чистой посуде в столовой для осужденных обнаружены бактерии группы кишечной палочки; лабораторное исследование блюда "компот из сухофруктов" показало, что значения контролируемых показателей не соответствуют требованиям технологической карты; выявлены отклонения блюд от нормативов по калорийности.
Кроме того, проверками установлено нарушение требования статьи 101 УИК Российской Федерации, выразившееся в том, что штат персонала филиала МЧ N 5 ФКУ МСЧ N 2 ФСИН России не укомплектован в полном объеме, в помещении аптеки медицинской части отсутствует вентиляционная система, а также система кондиционирования помещения, что создает неблагоприятные условия содержания, не отвечающие в полной мере требованиям гигиены и санитарии, нарушает право осужденных на охрану здоровья.
Установленные прокуратурой в ходе проверок нарушения законодательства о содержании осужденных административными ответчиками в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
Более того, по всем нарушениям, указанным в представлениях прокурора, руководством УФСИН России по Республике Башкортостан организованы ведомственные проверки, по результатам которых приняты меры к устранению допущенных нарушений, а должностные лица, допустившие нарушения, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Установив изложенное, руководствуюсь приведенными нормами права, разрешая спор, суд первой инстанции принял внесенные УФСИН России по Республике Башкортостан и ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республики Башкортостан представления в качестве надлежащих, допустимых и достоверных доказательств существования заявленных административным истцом обстоятельств, и пришел к выводу о том, что имело место нарушении прав Николаенко Р.В. на соблюдение надлежащих условий содержания в исправительном учреждении.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Вместе с тем, судебной коллегией суда апелляционной инстанции дополнительно отмечено, что определенная ко взысканию сумма в размере 250 000 рублей за содержание в условиях, не соответствующих требованиям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, с учетом допущенных нарушений, длительности их срока, данных о личности истца, является разумной и справедливой.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку судами обеих инстанций, с которой судебная коллегия соглашается.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону от 26 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 9 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Русаков А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.