Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Иванова А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кошенко А.Ф, Теваняна А.Л, Стороженко О.А, Артемьева В.И, Стороженко О.В. и Шевченко С.Г. на решение Верховного суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Кошенко А.Ф, Теваняна А.Л, Стороженко О.А, Артемьева В.И, Стороженко О.В, Шевченко С.Г. и Петуховой Е.В. об оспаривании решения Раздольненского районного совета Республики Крым.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение участвовавшей в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя административных истцов по доверенности Кошенко А.Ф, настаивавшей на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 1223-1/18 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым (далее - Правила землепользования и застройки), в соответствии с которыми принадлежащие административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N включены в территориальную зону сельскохозяйственных угодий в населенных пунктах "Сх1".
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 24 декабря 2019 года N 120-2/19 "О внесении изменений в решение 18 сессии Раздольненского районного совета I созыва от 21 декабря 2018 года N1223-1/18 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым" (далее - Решение N 120-2/19 от 24 декабря 2019 года) в Правила землепользования и застройки внесены изменения в части отнесения данных земельных участков к зоне ведения садоводства "Сх3", градостроительный регламент которой предусматривает размещение жилых домов.
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 18 августа 2020 года N 348-2/20 "О рассмотрении протеста прокурора Раздольненского района Республики Крым от 17 августа 2020 года N 39-2019/Прдп149-20-120350020" (далее - Решение N 348-2/20 от 18 августа 2020 года) удовлетворен протест прокурора и отменено Решение от 24 декабря 2019 года N 120-2/19.
Кошенко А.Ф, Теванян А.Л, Стороженко О.А, Артемьев В.И, Стороженко О.В, Шевченко С.Г, Петухова Е.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных требований просят признать недействующим Решение от 18 августа 2020 года N 348-2/20.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной Кошенко А.Ф, Теваняном А.Л, Стороженко О.А, Артемьевым В.И, Стороженко О.В. и Шевченко С.Г. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетовроении требований иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 28 октября 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 1 декабря 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение представителя административных истцов по доверенности Кошенко А.Ф, настаивавшей на доводах и требованиях кассационной жалобы, заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Статьей 3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Процедура подготовки и принятия являющихся документом градостроительного зонирования правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Подготовка внесения изменений в Правила землепользования и застройки предусматривает осуществление ряда последовательных процедур (статьи 30 - 35 ГрК РФ), в том числе проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ).
Суды пришли к правомерному выводу о принятии оспариваемого нормативного правового акта компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Как следует из материалов дела, 26 ноября 2011 года между Раздольненской районной государственной администрацией Республики Крым и Садоводческим товариществом "Отдых" заключён договор аренды земельного участка категории - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 49, 7175 га, в том числе пашня - 49, 7175 га, для ведения коллективного садоводства. СТ "Отдых" приняло на себя обязательство использовать участок по целевому назначению.
Приказами Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым административным истцам предоставлены бесплатно в собственность земельные участки, расположенные за границами населенных пунктов, в СНТ "Отдых", категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение садоводства (код 13.2) - приказом N 506 от 13 ноября 2015 г. и приказом N1 от 11 января 2016 г. Кошенко А.Ф. предоставлен земельный участок кадастровым номером N; приказом N 1419 от 20 мая 2016 г. Теванян А.Л. предоставлен земельный участок кадастровым номером N; приказом N 1956 от 22 июля 2016 г. Артемьеву В.И. предоставлен земельный участок кадастровым номером N; приказом N 1935 от 12 июля 2016 г. Стороженко О.В. предоставлен земельный участок кадастровым номером N; приказом N 2004 от 29 июля 2016 г. Шевченко С.Г. предоставлен земельный участок кадастровым номером N.
Административные истцы Стороженко О.А. и Петухова Е.В. являются собственниками земельных участков с вышеуказанными категорией и видом разрешенного использования с кадастровыми номерами N и N на основании договоров купли-продажи от 24 августа 2018 года и 20 февраля 2017 года соответственно.
Картой функциональных зон Генерального плана данные земельные участки в едином массиве территории СТ "Отдых" отнесены к функциональной зоне "территория дачного хозяйства".
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 21 декабря 2018 года N 10223-1/18 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Славновское сельское поселение Раздольненского района Республики Крым, в соответствии с которыми спорные земельные участки включены в территориальную зону сельскохозяйственных угодий в населенных пунктах "Сх1".
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 24 декабря 2019 года N 120-2/19 в Правила землепользования и застройки внесены изменения в части отнесения данных земельных участков к зоне "Сх3" -Ведение садоводства.
Решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 18 августа 2020 года N 348-2/20 решением Раздольненского районного совета Республики Крым от 24 декабря 2019 года N 120-2/19 отменено.
Статьей 57 Правил землепользования и застройки установлен градостроительный регламент зоны сельскохозяйственных угодий в населенных пунктах "Сх1", определяющий основные виды разрешенного использования (растениеводство, овощеводство, огородничество, пчеловодство) и не предусматривающий ведение садоводства (код 13.2).
Статьей 58.1 Правил землепользования и застройки (в редакции решения от 24 декабря 2019 года N120-2/19) установлен градостроительный регламент зоны ведения садоводства "Сх3", определяющий основные виды разрешенного использования, предусматривающие в том числе размещение жилых домов, указанных в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77).
Частью 4 статьи 78 данного Кодекса установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 78 ЗК РФ.
Согласно части 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с пунктом 6 названной статьи сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Иные земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).
При этом установление градостроительного регламента для зоны "Сх1" само по себе не противоречит вышеуказанным нормам, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", признаются категориями земель, установленными ЗК РФ, по правилу, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, относятся к землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов (пункт 2 части 1).
В силу части 2 статьи 5 и статьи 7 указанного закона порядок отнесения земельных участков, указанных в части 1 статьи 9 данного закона, к соответствующей категории земель, порядок установления видов разрешенного использования земельных участков определяются Советом министров Республики Крым.
Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378, установлено, что отнесение ранее учтенных земельных участков к определенной категории земель и (или) установление вида разрешенного использования таких участков осуществляется в соответствии с функциональным использованием (целевым назначением, разрешенным использованием) земельных участков, указанным в документах, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", пунктом 9 которого к числу таких документов отнесен договор аренды земли (земельного участка).
Из договора аренды земельного участка от 26 ноября 2011 года следует, что Садоводческому товариществу "Отдых" передан в аренду земельный участок категории - земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 49, 7175 га, в том числе пашня - 49, 7175 га, для ведения коллективного садоводства.
При этом вид разрешенного использования "Коллективное садоводство" соответствует коду 1.5 Приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", предусматривающему осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Частью 2 статьи 23 данного Федерального закона установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
В силу части 7 статьи 23 названного Федерального закона в границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении земельных участков за пределами границ населенного пункта, изначально относившихся к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, федеральным законодателем введен специальный правовой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков, который не может быть изменен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из содержания части 5 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
Достоверно установив, что земельные участки образованы из земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, суды пришли к правильным выводам о том, что вид разрешенного использования участков, не связанный с прямым предназначением, в том числе предполагающий возведение жилых домов, не соответствует требованиям действующего законодательства.
При этом процедура перевода спорных земельных участков в составе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию не осуществлялась. Земельные участки в границы населенного пункта не включены.
Обращение истцов в ходе публичных слушаний с инициативой об изменении категории земель не свидетельствует о соблюдении процедуры перевода таких земель из одной категории в другую.
В силу поручения главы Республики Крым от 16 января 2019 года N 1/01-32/144 в целях недопущения реализации решений представительных органов местного самоуправления Республики Крым об утверждении генеральных планов поселений, городских округов по вопросу включения в границы населенных пунктов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, главам администрацией муниципальных образований Республики Крым предписано не допускать направление в Государственный комитет государственной регистрации и кадастру Республики Крым документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов до урегулирования возникших разногласий по включению в границы населенных пунктов земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Установление Правилами землепользования и застройки территориальной зоны "Сх1" в отношение относящихся к землям сельскохозяйственного назначения спорных земельных участков основано на положениях пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающего состав земель сельскохозяйственного назначения, среди которых особо выделены сельскохозяйственные угодья. При этом территориальная зона "Сх1", конкретизируя положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяет при этом назначение территории.
В силу части 3 статьи 31 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
Схемой территориального планирования Раздольненского муниципального района Республики Крым, утвержденной решением Раздольненского районного совета Республики Крым N 1027-1/18 от 6 июня 2018 года, на территории Славновского сельского поселения предусмотрена территория садоводческих товариществ, в пределах которой расположены земельные участки административных истцов.
Согласно сведениям, представленным разработчиком Генерального плана АО "СибНИИ градостроительства", проект Генерального плана разработан с учетом, в том числе указанной территориальной схемы. Переданный в аренду СНТ "Отдых" земельный участок отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственного использования за границами населенных пунктов.
Реализации такого планировочного решения предусмотрена в рамках включения земельных участков в границы населенного пункта с целью расширения границ населенного пункта за счет земель запаса и сельскохозяйственного назначения. Поскольку проект Генерального плана в указанной части не был согласован Министерством сельского хозяйства Республики Крым, земельные участки сельскохозяйственного назначения были исключены из планируемого расширения границ населенного пункта.
Поскольку земельные участки административных истцов не переведены в категорию "земли населенных пунктов", при этом Схемой территориального планирования и Генеральным планом определена стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию фактического положения, а на развитие территории, такое планирование может отличаться от существующего землепользования и было учтено органом местного самоуправления при установлении в отношении данных участков территориальной зоны "Сх1".
В соответствии с пунктом 12 статьи 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В данном случае Решением от 18 августа 2020 года N 348-2/20 изменена зона "Сх3" (зона ведения садоводства) на зону "Сх1" (зона сельскохозяйственных угодий) в отношении земельных участков административных истцов.
Раздольненский районный совет Республики Крым, установив, что Решение от 24 декабря 2019 года N 120-2/19, которым земельные участки административных истцов отнесены к территориальной зоне к зоне ведения садоводства "Сх3", градостроительный регламент которой предусматривает размещение жилых домов, противоречит положениям земельного и градостроительного законодательства, принял Решение от 18 августа 2020 г N 348-2/20, которым отменил Решение от 24 декабря 2019 года N 120-2/19.
В данном случае порядок и процедура принятия решения об отмене муниципального правового акта в порядке самоконтроля не регламентируется нормами градостроительного законодательства, поскольку глава 4 ГрК РФ не предусматривает процедуры отмены правил землепользования, в том числе и необходимость опубликования проекта такого решения и вынесения его на публичные слушания.
При принятии названного решения административный ответчик реализовал свое право на отмену противоречащего федеральному законодательству решения, при этом нарушений порядка и процедуры принятия Решения от 18 августа 2020 года N 348-2/20 не допущено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Крым от 2 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.