Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В.
рассмотрела кассационную жалобу Панькова С.П, поступившую в суд первой инстанции 10 ноября 2021 года, на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 августа 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Панькова С.П. к филиалу "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации об обжаловании решения.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Паньков С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника Филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации о выплате участникам НИС дополнительных денежных средств от 09 сентября 2020 года и обязать должностное лицо отменить указанное решение.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Панькова С.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 августа 2021 года оставлено без изменения решение Ейского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Паньков С.П. просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Паньков С.П. проходил военную службу по контракту в войсковой части N 78632 в звании старшего лейтенанта.
Приказом главнокомандующего военно-морским флотом по личному составу N 104 от 02 июля 2020 года Паньков С.П. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Материалами дела подтверждается, что Паньков С.П. в период прохождения военной службы являлся участником накопительной системы обеспечения военнослужащих.
28 августа 2012 года между Паньковым С.П. и ЗАО "Банк Жилищного финансирования" заключен кредитный договор на сумму 2 200 000 рублей, сроком на 160 месяцев, для приобретения квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
Согласно материалам дела, условия кредитного договора от 28 августа 2012 года предусматривали погашение кредита и уплату процентов за пользование кредитом не только за счет средств целевого жилищного займа, но и за счет собственных средств заемщика, в том числе, в случаях исключения заемщика из реестра участников накопительно-ипотечной системы, а так же в иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, 27 июля 2020 года Паньков С.П. исключен из реестра участников накопительно-ипотечной системы, на дату исключения участников накопительно-ипотечной системы остаток суммы основного долга Панькова С.П. по кредиту составил 1 771 590 рублей 35 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим законом, другими федеральными законами за счет средств федерального бюджета.
Реализация прав на участие в накопительно-ипотечной системе военнослужащих и членов их семей регулируется Федеральным законом от 20 августа 2004 года N117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС"), пунктом 2 статьи 3 которого предусмотрено, что участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников.
Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 года N686.
В силу статьи 4 ФЗ "О НИС" реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; предоставления целевого жилищного займа; выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении могла бы составить двадцать лет.
По смыслу части 3 статьи 13 ФЗ "О НИС" в случае приобретения участником накопительно-ипотечной системы жилья в период прохождения военной службы за счет части накоплений с использованием целевого жилищного займа и погашения указанного займа при увольнении участника по решению федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором он проходил военную службу, об исключении участника из реестра участников и на основании его рапорта (заявления) уполномоченный федеральный орган обеспечивает предоставление участнику остатков денежных накоплений и закрывает именной накопительный счет участника.
На основании статьи 10 ФЗ "О НИС" основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является: общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более; увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе; исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим; увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
В соответствии с частью 3 статьи 11 ФЗ "О НИС" получение участником денежных средств, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа на цели, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, является исполнением государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что в соответствии с решением заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (после реорганизации Филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры" Министерства обороны Российской Федерации), размер денежных средств, дополняющих Панькову С.П. накопления для жилищного обеспечения, установлен в сумме 867 600 рублей.
Исходя из вышеизложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу о том, что административный истец фактически реализовал свое право на жилище по смыслу статьи 4 ФЗ "О НИС", поскольку получил соответствующую выплату за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание приведенные выше нормы права, с учетом установленных по делу юридически значимых обстоятельств, суды нижестоящих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания решения административного ответчика незаконным, поскольку оно принято в соответствии с законом, регламентирующим возникшие правоотношения, в то время как формальное несогласие истца с размером выплаченной суммы не может являться основанием для признания такого решения незаконным.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ейского городского суда Краснодарского края от 26 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 05 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 января 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи В.В. ШелудькоН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.