Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства здравоохранения Краснодарского края к Чубенко Максиму Федоровичу о взыскании единовременной компенсационной выплаты
по кассационной жалобе представителя Чубенко Максима Федоровича по доверенности Воронина Николая Александровича на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, пояснения представителя истца, судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Чубенко М.Ф. о взыскании денежных средств в размере 672 222 рубля 85 копеек.
Решением Первомайского районного суда города Краснодара от 5 августа 2020 года исковые требования Министерства здравоохранения Краснодарского края удовлетворены.
С Чубенко М.Ф. в пользу Министерства здравоохранения Краснодарского края взыскана часть единовременной выплаты в размере 662 647 рублей 60 копеек, неустойка в размере 9 575 рублей 25 копеек, всего 672 222 рубля 85 копеек.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года по апелляционной жалобе представителя Чубенко М.Ф. по доверенности Воронина Н.А. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Чубенко М.Ф. по доверенности Воронин Н.А. просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что на протяжении всего периода трудовой деятельности со стороны работодателя допускались многочисленные нарушения прав Чубенко М.Ф, изменялись условия работы. В связи с данными обстоятельствами, по мнению кассатора, судами в нарушение положений статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации несправедливо распределены между сторонами расходы, понесенные сторонами как последствия расторжения договора.
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности Захарова Е.С. в судебном заседании против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущены не были.
Судом установлено и из материалов дела следует, что между государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края и Чубенко М.Ф. заключен трудовой договор от 6 апреля 2018 года N 45.
28 сентября 2018 года между Министерством здравоохранения Краснодарского края и Чубенко М.Ф. заключен договор N 90 на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Согласно пункту 2.1 указанного договора, медицинский работник обязуется в течение пяти лет осуществлять трудовую деятельность по основному месту работы в условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным с государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края. Пунктом 3.1.1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты от 28 сентября 2018 года N 90 установлено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края обязуется предоставить медицинскому работнику соответствующую единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 рублей.
Согласно пункту 2.3 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты от 28 сентября 2018 года N 90 в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, а также в случае перевода на другую должность или поступление на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Также из материалов дела следует, что ответчику предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 15 октября 2018 года N.
2 декабря 2019 года Чубенко М.Ф. подано заявление министру здравоохранения Краснодарского края о нарушении трудового договора от 6 апреля 2018 года N 45 государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края. Ответчик указывает на переработку без соответствующей оплаты или предоставления дней отдыха.
Иные обоснования нарушения трудовых прав Чубенко М.Ф. в материалы гражданского дела не представлены.
Согласно ответу заместителя министра здравоохранения Краснодарского края Игнатенко В.А. от 30 декабря 2019 года N в сентябре 2019 года произведен перерасчет заработной платы в размере 50 % за привлечение на работу в выходные дни с 1 марта 2019 года, с 1 ноября 2019 года производилась доплата в размере 200 % за интенсивность и напряженность в работе в соответствии с фактически отработанными часами. При рассмотрении заявления Чубенко М.Ф. от 2 декабря 2019 года выявлено нарушение статьи 103 Трудового кодекса российской Федерации - график дежурств на декабрь 2019 года составлен 27 ноября 2019 года.
Приказом государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края от 12 декабря 2019 года N прекращено действие трудового договора с Чубенко М.Ф. на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника.
Претензия истца от 19 марта 2020 года N о перечислении в доход краевого бюджета части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, получена ответчиком 25 марта 2020 года согласно уведомлению о вручении почтового отправления.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства здравоохранения Краснодарского края о взыскании с Чубенко М.Ф. единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции руководствовался положениями Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2018 года N 279 "Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2018-2025 годах на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Краснодарского края", статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Чубенко М.Ф, заключая с Министерством здравоохранения Краснодарского края договор от 28 сентября 2018 года N 90, добровольно принял на себя обязательство отработать не менее 5 лет по трудовому договору в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Тбилисская центральная районная больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края, а в случае прекращения трудового договора до истечения данного срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Поскольку Чубенко М.Ф. не исполнил обязательство отработать не менее 5 лет и уволился с работы по своей инициативе, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что он обязан возвратить Министерству здравоохранения Краснодарского края часть единовременной выплаты в размере 662 647 рублей 60 копеек, неустойку в размере 9 575 рублей 25 копеек.
Отклоняя доводы Чубенко М.Ф. о том, что работодатель ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, в связи с чем ответчик был вынужден уволиться, суд первой инстанции указал на то, что ответчик вправе обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями для защиты нарушенного права.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для освобождения Чубенко М.Ф. от ответственности за ненадлежащее исполнение условий заключенного им с Министерством здравоохранения Краснодарского края договора от 28 сентября 2018 года N не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны без нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2018 года N 279 "Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2018 - 2025 годах на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Краснодарского края" (вместе с "Перечнем удаленных и труднодоступных территорий в Краснодарском крае") был осуществлен прием документов, включение в заявку медицинских работников, претендующих на получение единовременных компенсационных выплат.
Финансовым источником выплаты данных денежных средств являются краевой бюджет.
Согласно пункту 2.11 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 мая 2018 года N 279 "Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) в 2018-2025 годах на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Краснодарского края" единовременная компенсационная выплата предоставляется однократно министерством медицинскому работнику, заключившему договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, по которому медицинский работник принимает следующие обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в краевой бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам; возвратить в краевой бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового
договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) или продлить срок действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).
Одним из условий предоставления названных выплат в Краснодарском крае является работа гражданина в областной государственной либо муниципальной медицинской организации не менее 5 лет. Предусмотрены последствия невыполнения медицинским работником этого условия, а именно обязанность возвратить в краевой бюджет часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, за исключением прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, на обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников путем предоставления им единовременной компенсационной выплаты, само по себе досрочное расторжение трудового договора, в том числе по инициативе медицинского работника - получателя единовременной компенсационной выплаты, за исключением прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат.
Судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что сам по себе факт расторжения трудового договора по инициативе такого специалиста является основанием для возврата полученных им социальных выплат при отсутствии обоснования вынужденного характера такого увольнения.
Как усматривается из материалов дела, Чубенко М.Ф, возражая против удовлетворения исковых требований Министерства здравоохранения Краснодарского края о взыскании предоставленной ему в качестве меры социальной поддержки единовременной компенсационной выплаты указывал на то, что неисполнение им условия заключенного с Министерством здравоохранения Краснодарского края договора отработать в течение не менее 5 лет по основному месту работы вызвано тем, что со стороны работодателя допускались многочисленные нарушения прав Чубенко М.Ф, изменились условия работы.
Однако по настоящему гражданскому делу отсутствуют допустимые доказательства нарушения трудовых прав ответчика со стороны работодателя. Данные обстоятельства об уважительности причин неисполнения Чубенко М.Ф. установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - Краснодарского края условий предоставления медицинским работникам меры социальной поддержки были проверены, получили соответствующую правовую оценку в соответствии с положениями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из обстоятельств дела усматривается, что ответчиком заявление о нарушении его трудовых прав подано 02 декабря 2020 года. Заявление об увольнении последовало одновременно либо спустя незначительное время после этого обращения, ранее рассмотрения заявления ответчика от 02 декабря 2020 года, что свидетельствует об отсутствии доказательств вынужденного характера увольнения.
За разрешением индивидуального трудового спора ответчик в компетентные органы до подачи заявления об увольнении не обращался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
На основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору.
Согласно пункту 4.2 договора от 28 сентября 2018 года N 90 в случае нарушения медицинским работником сроков возврата части единовременных компенсационных выплат, указанных в пункте 2.3 настоящего договора, с него взыскивается пеня в размере 1/300 от действующей на тот момент ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, исчисленная из суммы невозвращенных денежных средств за каждый день просрочки.
Истцом представлен арифметически верный расчет, согласно которому по состоянию на 19 марта 2020 года сумма долга составила 662647 рублей 60 копеек, период просрочки по состоянию на 5 августа 2020 года составил 102 дня, в связи с чем, размер пени составил 9 575 рублей 25 копеек.
Данный расчет проверен судом первой инстанции, признан по существу верным.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон.
Основания для отмены постановленных по настоящему делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 5 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Чубенко Максима Федоровича по доверенности Воронина Николая Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.