Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Каминской Е.Е, судей Дурневой С.Н, Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании денежных средств, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Каминской Е.Е, выслушав ФИО1 и его представителей по доверенностям ФИО9 и ФИО8, поддержавших доводы кассационной жалобы; представителя администрации муниципального образования "адрес" по доверенности ФИО4, которая просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о взыскании денежных средств в размере 884 727, 90 рублей и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 12 047 рублей.
В обоснование иска указал, что их семья в составе из трех человек (он, супруга ФИО5, сын - ФИО1) с 13.03.2018 г. является участником Основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, а с 21.03.2019 г. признаны нуждающимися в жилом помещении.
В соответствии с порядком реализации Основного мероприятия истцом 21.03.2019 г. им (истцом) получен ипотечный кредит в банке ПАО КБ "Центр-Инвест" на общую сумму в размере 1 350 000 руб. и приобретено жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: "адрес". Об указанном факте истец уведомил заместителя начальника (специалиста) отдела по финансовому и фондовому рынку и жилищных программ управления экономического развития, инвестиций, и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар.
Ответчик не уведомил истца о включении, либо невключении истца в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Надлежащее исполнение ответчиком возложенных на него обязанностей позволило бы истцу использовать социальную выплату для погашения части суммы основного долга в размере 884 727, 90 рублей. Уведомлением от 14.12.2020 г. ответчик сообщил истцу о том, что он и его семья исключены из списков участников Мероприятия по муниципальному образованию город Краснодар.
В результате действий ответчика истцу причинены убытки в размере 884 727, 90 рублей, которые подлежат взысканию с администрации муниципального образования город Краснодар на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 марта 2021 года ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 июня 2021 года решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 16 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит судебные постановления по делу отменить как вынесенные с нарушениями норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что выводы суда о включении семьи истца в подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" не соответствует фактическим обстоятельствам дела, так как такой программы на тот момент не существовало, семья была включена в муниципальный список молодых семей-участников Основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Ссылается на то, что не получил социальную выплату в 2019 году, ответчик предоставил ему недостоверную информацию, что повлекло взятие кредита, непосильного для семьи без получения социальной выплаты.
Просит принять по делу новое судебное постановление, которым заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции ФИО1 и его представители по доверенностям ФИО9, ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности ФИО4 просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований судом кассационной инстанции при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Положениями статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г.а N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
С 1.01.2018 г. действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 12.10. 2017 года N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1.01.2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. N 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 названных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (пункт 26 Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.05.2018 г. N 2172 ФИО1 в составе семьи из трех человек включен в список молодых семей - участников Основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году, под номером 261 (л.д.72-74).
Аналогичные решения приняты 31.05.2019 г. о включении истца в списки на 2020 год, номер истца - 162 (л.д.76-79), на 2021 год - под номером 98 (л.д.64-67).
О включении в список молодых семей- участников Основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" истец был уведомлен администрацией муниципального образования город Краснодар 15.03.2018 г. (л.д.8).
21.03.2019 г. истцом заключен кредитный договор с ПАО КБ "Центр-инвест" на общую сумму в размере 1 350 000 руб. на приобретение жилья (л.д.10-14).
ФИО1 с использованием кредитных средств приобрел квартиру, расположенную по адресу: "адрес" (л.д.55-58).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 2.12.2020 г. N 5212 семья ФИО10 P.P. исключена из списка молодых семей - участников Основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году, в связи с превышением одним из супругов возраста 35 лет (л.д.81-83).
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", исследовал фактические обстоятельства дела, оценил доказательства по делу в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что на день формирования органом исполнительной власти списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году семья ФИО1 перестала соответствовать установленным требованиям, поскольку последний 10 февраля 2020 года достиг возраста 36 лет.
Суд учел, что факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Суд указал также, что предусмотренная федеральной целевой программой "Жилище" социальная выплата не является доходом, получаемым при обычных условиях гражданского оборота, поскольку молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии, сроки получения которой не определены. При этом, в случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
При таких обстоятельствах денежные средства, заявленные к взысканию, нельзя отнести к убыткам, поскольку неполученная социальная выплата не является реальным ущербом (утрата или повреждение имущества потерпевшего) либо неполученным доходом (упущенной выгодой).
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций мотивированными, подтвержденными исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, соответствующими установленным обстоятельствам дела, требованиям норм материального и процессуального права, в том числе регулирующих порядок сбора, исследования и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на основания для отмены решения суда первой и определения суда апелляционной инстанции в кассационном порядке, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на ошибочное толкование норм материального права и на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда.
При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, фактические обстоятельства установлены на основании оценки представленных по делу доказательств в соответствии с требованиями процессуального закона.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Е. Каминская
Судьи С.Н. Дурнева
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.