Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балбуцкого Ю.И. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности по совершению определенных действий, по кассационной жалобе Балбуцкого Ю.И, поступившей с делом 27 августа 2021 г, на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Балбуцкий Ю.И. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения N247654/20 от 6 августа 2020 г. в части отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы: с 1 января 1996 г. по 1 марта 1998 г. в должности машиниста холодильных аммиачных установок в агрофирме "Колхоз "Россия" Красногвардейского района; с 10 сентября 2007 г. по 28 мая 2014 г. в должности машиниста аммиачных холодильных установок (машиниста холодильных установок цеха аммиачного) в АО "Дружба народов Нова"; с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда в ГУП Республики Крым "Крымтемплокоммунэнерго"; возложении на ответчика обязанности по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с 28 апреля 2020 г.
Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 г. исковые требования Балбуцкого Ю.И. удовлетворены частично.
Судом постановлено: признать незаконным решение органа пенсионного обеспечения N247654/20 от 6 августа 2020 г. об отказе в назначении Балбуцкому Ю.И. пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в части отказа включить в специальный стаж периоды работы в должности машиниста холодильных аммиачных установок в агрофирме "Колхоз "Россия" Красногвардейского района с 1 января 1996 г. по 19 августа 1997 г, с 21 сентября 1997 г. по 1 марта 1998 г.; обязать орган пенсионного обеспечения включить Балбуцкому Ю.И. в стаж работы, который дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в порядке пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы в должности машиниста холодильных аммиачных установок в агрофирме "Колхоз "Россия" Красногвардейского района с 1 января 1996 г. по 19 августа 1997 г, с 21 сентября 1997 г. по 1 марта 1998 г.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Балбуцкий Ю.И. просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении его исковых требований. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что о существовании приказа N217/1 "О проведении очередной аттестации рабочих мест" от 26 марта 2010 г. истцу стало известно только после получения решения об отказе в назначении пенсии, он всегда полагал, что работает во вредных условиях труда. В настоящее время должность машиниста холодильных установок в АО "Дружба народов Нова" отнесена к должности, при занятии которой работник имеет право на досрочное назначение пенсии, хотя фактически условия труда не изменились, оборудование не поменялось. Также указывает на недостоверность сведений, представленных ГУП Республики Крым "Крымтемплокоммунэнерго", указанных в табелях учета работы во вредных условиях труда, поскольку все они оформлены в 2020 году. Согласно пояснениям мастера участка Андреева С.И, никаких учетов времени нахождения работников во вредных условиях не велось до 2020 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего разрешения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судебными инстанциями не допущены.
Как следует из материалов дела, Балбуцкий Ю.И, 19 марта 1965 года рождения, является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован на территории Республики Крым с 1999 года.
28 апреля 2020 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением органа пенсионного обеспечения N 247654/20 от 6 августа 2020 г. Балбуцкому Ю.И. отказано в досрочном назначении страховой пенсий по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием необходимого специального стажа работы.
В расчет специального стажа работы истца не включены периоды его работы с 1 января 1996 г. по 1 марта 1998 г. в должности машиниста холодильных аммиачных установок в агрофирме "Колхоз "Россия" Красногвардейского района; с 10 сентября 2007 г. по 28 мая 2014 г. в должности машиниста аммиачных холодильных установок (машиниста холодильных установок цеха аммиачного) в АО "Дружба народов Нова", поскольку занятость истца на работах с вредными и опасными условиями труда документально не подтверждена.
Период работы истца с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда в ГУП Республики Крым "Крымтемплокоммунэнерго" не включен ответчиком в расчет льготного стажа без указания основания.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как регламентировано статьей 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 г, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 г.
В силу статьи 12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с 1 января 2015 г. пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г. является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, положения статей 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики, в частности, в сфере пенсионного обеспечения, что является необходимым для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная правовая позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии определяются Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 8 указанного закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4, до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30, а также при наличии страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого же закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение (далее - Постановление N 665).
Согласно Постановлению N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лица, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 16 января 1991 г. N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
При этом время работ, имевших место до 1 января 1992 г, предусмотренных Списком N2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров ССР от 22 августа 1956 г. N1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N10.
Разделом XXXII Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрена профессия "машинисты (мотористы, компрессорщики), обслуживающие аммиачнохолодильные установки в промышленности и на транспорте".
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" (код 23200000-14341) Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют машинисты холодильных установок, обслуживающие аммиачно-холодильные установки.
Согласно пункту 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении указанных исковых требований Балбуцкого Ю.И. в части включения в специальный стаж периодов работы с 10 сентября 2007 г. по 28 мая 2014 г. в должности машиниста аммиачных холодильных установок (машиниста холодильных установок цеха аммиачного) в АО "Дружба народов Нова"; с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда в ГУП Республики Крым. "Крымтемплокоммунэнерго", суд первой инстанции исходил из того, что в указанные периоды работы занятость истца с вредными условиями труда в течение рабочего дня составляет менее 80 %, а также данные индивидуального персонифицированного учёта отражены без указания кода льготных условий труда.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводам суда об отказе в удовлетворении исковых требований Балбуцкого Ю.И. в части включения в специальный стаж периодов работы с 10 сентября 2007 г. по 28 мая 2014 г. в должности машиниста аммиачных холодильных установок (машиниста холодильных установок цеха аммиачного) в АО "Дружба народов Нова"; с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда в ГУП Республики Крым. "Крымтемплокоммунэнерго"
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Так, по данным трудовой книжки Балбуцкого Ю.И. серии БТ-П N01377070 от 10 июня 1985 г. истец 10 сентября 2007 г. принят на должность машиниста аммиачных холодильных установок ЗАО "Дружба народов Нова".
На основании приказа ЗАО "Дружба народов Нова" N389 от 5 мая 2011 г. ЗАО переименовано в ЧАО "Дружба народов Нова".
Согласно приказу ЧАО "Дружба народов Нова" N58 от 1 апреля 2012 г. наименование должности "машинист аммиачных холодильных установок" переименовано на "машинист холодильных установок цеха аммиачного на птицекомбинате".
28 мая 2014 г. истец уволен по собственному желанию (приказ N 102 от 28 мая 2014 г.) (л. д.19 т. 1).
Согласно справке АО "Дружба народов Нова" N12 от 20 января 2020 г. Балбуцкий Ю.И. с 10 сентября 2007 г. был принят на работу в должность машиниста аммиачных холодильных установок на птицекомбинате на основании приказа ЗАО "Дружба народов Нова" N108-к от 8 сентября 2007 г.; трудовой договор был расторгнут 28 мая 2014 г. на основании приказа N102 от 28 июня 2014 г. (л. д.99, т.1).
По данным личной карточки формы NП-2 Балбуцкий Ю.И. 10 сентября 2007 г. принят на должность машиниста аммиачных холодильных установок ЗАО "Дружба народов Нова" на основании приказа N108 от 8 сентября 2007 г.; с 21 апреля 2012 г. наименование должности переименовано на "машинист холодильных установок цеха аммиачного на птицекомбинате" (л. д.119 т. 1).
Согласно приказу N383/1 от 27 мая 2010 г. в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 1992 г. N4-2 приказа ЗАО "Дружба народов Нова" от 26 марта 2010 г. N217/1 "О проведении очередной аттестации рабочих мест", исходя из результатов проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда; на основании принятого аттестационной комиссией решения приказано отказать в праве на льготное пенсионное обеспечение рабочему месту машиниста холодильных установок, занятого обслуживанием аммиачно-холодильных установок, в связи с тем, что вредные, производственные факторы действуют менее 80% продолжительности смены, что не соответствует Списку N2 раздела XXXIII Общие профессии, позиция 33 (л. д.48, т. 3).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 августа 1992 г. N442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который предусматривает, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" пенсии по возрасту на льготных условиях по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 г. N461, назначаются по результатам аттестации рабочих мест.
В силу пункта 4 указанного Порядка аттестация проводится аттестационной комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже чем один раз на пять лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.
Пунктом 4.4 Порядка применения Списков N1 и N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, что дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, установлено, что если аттестация была впервые проведена после 21 августа 1997 г, в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21 августа 1992 г, пятилетний стаж работы на данном предприятии, который предшествует дате издания приказа о ее результатах, и периоды работы в течение пяти лет с учетом пункта 4.2 настоящего Порядка.
Материалами дела установлено, что вредные производственные факторы действовали менее 80% продолжительности смены.
Исходя из изложенного, результаты аттестации от 27.05.2010 года, по результатам которой отказано в праве на льготное пенсионное обеспечение рабочему месту машиниста холодильных установок, занятого обслуживанием аммиачно-холодильных установок, - суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истца в "Дружба народов Нова" с 10.09.2007 года по 28.05.2014 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку занятость истца в течение полного рабочего дня в качестве машиниста холодильно-аммиачных установок достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждена.
Согласно данных выписки из Единого государственного реестра юридических лиц АО "Дружба народов Нова" зарегистрировано в качестве юридического лица Российской Федерации с 12.12.2014 года.
До 2014 года отнесение условий труда на рабочих местах к вредных (или) опасным осуществлялось на основании аттестации рабочих мест.
С 1 января 2014 г. на смену указанной процедуре пришла специальная оценка условий труда. Отношения, возникающие связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом 28 декабря 2013 г. N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу 1 января 2014 г.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 14 октября 2014 г. N0299-03 "Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", - если в отношении рабочих мест у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с 1 января 2015 г. в отношении таких рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.
Согласно отчету о проведении специальной оценки условий труда АО "Дружба народов Нова", утвержденному 1 марта 2016 г, должность машиниста холодильных установок в АО "Дружба народов Нова", отнесена к должности, при занятии которой работник имеет право на досрочное назначение пенсии по должности 23200000-14341 машинист установок, обслуживающих холодильные установки (л. д.137-168, т. 2).
Таким образом, в установленном законом порядке работа в должности машиниста холодильных установок в АО "Дружба народов Нова" отнесена к работе с вредными условиями с 1 марта 2016 г.
Истец в основание требований ссылается на те обстоятельства, что в период его работы в АО "Дружба народов Нова" с 10 сентября 2007 г. по 28 мая 2014 г. существовали те же условия, что и в настоящее время.
Документы, представленные в материалы дела, а также пояснения свидетелей, допрошенных в суде первой инстанции Коробкова Ю.М, Пенькова С.Г. и Сорокина А.Л, свидетельствуют о том, что в спорные периоды работы истца, условия работы машиниста холодильных установок не были отнесены к вредным условиям.
Доводы истца о том, что в спорный период работы машиниста холодильных установок в АО "Дружба народов Нова" выдавалось дополнительное питание, использовалось оборудование, которое используется в настоящее время, не могут подтвердить занятость вредными условиями в течение полного рабочего дня (не менее 80%).
Согласно приказу ЗАО "Дружба народов Нова" от 26 марта 2010 г. N217/1 была проведена очередная аттестация рабочих мест", которой установлено, что занятость машиниста холодильных установок на работе с вредными условиями труда в течение рабочего дня составляла менее 80%.
Относительно периода работы истца с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 4 разряда в ГУП Республики Крым "Крымтемплокоммунэнерго" суд также пришел к правильному выводу о том, что данный период не подлежит включению в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Данный период работы истца подпадает под действие законодательства Российской Федерации, которое ввиду отсутствия требуемого подтверждения особого характера выполненных работ и полной занятости на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не предоставляет истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно приложению N21 к коллективному договору ГУП Республики Крым "Крымтемплокоммунэнерго", действующему с 01.01.2016 года по 01.05.2018 года, утвержден перечень профессий и работ, при выполнении которых предоставляется право на досрочное назначение пенсии за вреднее и опасные условия труда; к указанным должностям отнесена должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования (л. д.78-79, т. 1).
В примечании к приложению указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает при занятости 80% времени смены.
Согласно приложению N19 к коллективному договору ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго", действующему с 1 мая 2018 г. утвержден перечень профессий и работ, при выполнении которых предоставляется право на досрочное назначение пенсии за вредные и опасные условия труда, к указанным должностям отнесена должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования. Также в примечании к приложению указано, что право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает при занятости 80% времени смены.
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, предусматривает позицию 2140000а-18455 слесари, электромонтер, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Согласно данных Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предприятия является 35.30.1 - производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
По данным карты специальной оценки условий труда ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго", составленной 18 декабря 2015 г, по результатам специальной оценки условий труда должность слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования отнесена к должностям, при занятии которой работник имеет право на льготное пенсионное обеспечение, позиция 2140000а-18455 при занятости более 80% (л. д.53-61, т. 3).
Материалами дела подтверждается, что занятость истца на работе с вредными условиями труда в указанный период составляет менее 80%.
Согласно рабочей инструкции слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования, утвержденной 14 января 2015 г, задачей слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования является выполнение работ по обеспечению безопасной, бесперебойной работы газового оборудования объектов теплоснабжения филиала, а именно по монтажу, наладке и эксплуатации газового оборудования котельной, газоопасные работы, установку и замену газовых счетчиков, пуск газа в газопроводы и оборудование объектов теплоснабжения; обеспечивать поддержание в исправном состоянии газового оборудования; выполнять техническое, профилактическое и сезонное обслуживание газового оборудования.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, по данным табелей учета рабочего времени во вредных условиях за спорный период с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. работа во вредных условиях составляла менее 80% (л. д.207-248 т. 2).
Суд апелляционной инстанции верно указал на то, что на обороте каждого табеля указано о выполнении истцом в дни работы нагрузки 4 часа.
Доводы кассационной жалобы о том, что ГУП Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" представлены недостоверные сведения, которые указаны в табелях учета работы во вредных условиях, и что данные табеля оформлены только в 2020 году, судебной коллегией отклоняются.
Вышеуказанные сведения, представленные работодателем, подтверждаются журналом эксплуатации нового оборудования котельной 50 лет Октября, участок N5, агрегатным журналом газового оборудования котельной 50 лет Октября, участок N5, в которых отражены сведения о периодах работы по ремонту оборудования (л. д.148-184, 185-190, т. 3).
Занятость работы истца во вредных условиях менее 80% также подтверждается докладными, составляющимися на предприятии ежемесячно за период с 2018 по 2020 годы, которые подписаны, в том числе, и самим Балбуцким Ю.И. (л. д. 112-147, т. 3).
Истец не отрицал, что именно он подписал указанные докладные, но пояснял, что он сделал это вынужденно.
Данные доводы истца и указанные им обстоятельства не подтверждены надлежащими и допустимыми доказательствами.
Ссылка истца на показания свидетеля Андреева С.И.(л. д.206.т. 3) также не может быть принята во внимание, поскольку данный свидетель подтвердил, что он вел общий табель, табель учета работы во вредных условиях не велся; в табелях отражались часы работы истца.
Как пояснял в суде свидетель Веремьева С.А. (л. д.83.об. 84, т. 3), лично она ежемесячно заполняла табеля в отношении истца; истец не был занят 8 часов во вредных условиях труда.
Ссылка истца, что о приказе N2176/1 "О проведении очередной аттестации рабочих мест" от 16 марта 2010 г. ему якобы стало известно только после получения отказного решения о назначении пенсии, не может влиять на правовую оценку данного приказа; сведения об отмене данного приказа либо о признании его недействительным не представлены.
Существенным по делу обстоятельством является то, что по данным индивидуального персонифицированного учёта спорные периоды работы истца в ГУП Республики "Крымтемплокоммунэнерго" отражены без указания кода льготных условий труда (л. д.63-64, т.1).
Положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрено указание кода льготы.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таких доказательств истцом в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами нижестоящих инстанций, что в отношении спорного периода работы с 16 августа 2017 г. по 27 апреля 2020 г. достаточные сведения для включения данного периода в специальный стаж истца отсутствуют, так как информация о работе по профессии, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, в сведениях индивидуального персонифицированного учета, не предоставлена, то есть, не подтверждена работодателем.
Таким образом, доводы истца о его полной занятости на работах с тяжелыми условиями труда в спорные периоды, указанные в его апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения.
Учитывая отсутствие у Балбуцкого Ю.И. требуемой продолжительности специального стажа, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь вышеизложенными нормами права, суды пришли к правильному выводу о том, что представленные в дело доказательства, бесспорно не подтверждают характер работы истца и его полную занятость в спорные периоды работы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, вывод судов о характере условий труда истца основан на представленных в материалы дела доказательствах, которые получили соответствующую правовую оценку.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 22 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 мая 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Балбуцкого Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.