Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Авериной Е.Г. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Франчук И.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное) о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Франчук И.А, поступившей с делом 30 августа 2021 г, на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Франчук И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Симферопольском районе Республики Крым (межрайонное). С учетом уточненных требований Франчук И.А. просила суд признать незаконным решение N178 от 1 апреля 2019 г. об отказе в перерасчете пенсии по справкам о заработной плате с применением норм Федерального закона от 21 июля 2014 г. N208- ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", о возложении обязанности по перерасчету пенсии с учетом справки от 20 марта 2018 г. N12-03/18, справки о заработной плате от 20 марта 2018 г. N20-03/18-1 (с ноября 1995 года по декабрь 2000 года), справки о заработной плате от 20 марта 2018 г. N20-03/18- III (с января 2001 года по июль 2006 года), справки о заработной плате от 20 марта 2018 г. N20-03/18-1V (с июля 2006 года по сентябрь 2007 года), а также просила обязать ответчика исполнить решение суда по перерасчету пенсии с учетом стажа с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Франчук И.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 июля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что суд, установив, что истец является гражданкой Республики Беларусь, не должен применять нормы Федерального закона N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя". В настоящее время истец также является иностранным гражданином, имеющим в Российской Федерации вид на жительство до 2024 года. В данном случае подлежало применению "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. В соответствии со статьей 11 указанного Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Таким образом, какого-либо дополнительного подтверждения необходимых для пенсионного обеспечения документов в отношении граждан Республики Беларусь, не требуется. Указывает на правильное определение судом обстоятельств, имеющих значения для разрешения спора. Истцом были предоставлены ответчиком оригиналы справок о стаже работы и размере заработной платы, у ответчика не было обязанности направлять запросы в Украину, поскольку иные сведения в материалах пенсионного дела отсутствуют. Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 7 сентября 2018 г. ответчиком не исполнено.
Лица, участвующие в деле, на судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его и его представителя.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Франчук И.А. с 8 декабря 2017 г. является получателем страховой пенсии по старости.
Вступившим в законную силу решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым по делу N2-1972/2018 от 7 сентября 2018 г. были удовлетворены требования Франчук И.А. о перерасчете пенсии с даты её назначения с применением норм Федерального закона от 21 июля 2014 г. N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с учетом стажа с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.
Обращаясь с настоящим иском в суд Франчук И.А. обосновывает свои требования неисполнением ответчиком решения суда о перерасчете страховой пенсии с применением норм Федерального закона от 21 июля 2014 г. N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с учетом стажа с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Франчук И.А, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходили из того, что указанное решение ответчиком было исполнено, произведен перерасчет пенсии с 8 декабря 2017 г. Управлением в страховой стаж истца были учтены периоды работы истца, согласно трудовой книжке с 1 ноября 1995 г. по 31 декабря 2014 г. с учетом норм Федерального закона от 21 июля 2014 г. N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в связи с чем, оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций также не нашли оснований для удовлетворения требований истца о перерасчете размера пенсии с учетом справок о заработной плате.
С заявлением о перерасчете пенсии с учетом справок о заработной плате Франчук И.А. обратилась в Управление 21 декабря 2018 г, предоставив справки о работе N12-03/18-06 от 20 марта 2018 г, справки о заработной плате от 20 марта 2018 г. N12-03/18, справки от 20 марта 2018 г. N20-03/18-1 (с ноября 1995 года по декабрь 2000 года), справки от 20 марта 2018 г. N20-03/18- III (с января 2001 года по июль 2006 года), справки от 20 марта 2018 г. N20-03/18-1V (с июля 2006 года по сентябрь 2006 года), выданные ПАО "Пиреус Банк МКБ" (г. Киев), а также свидетельство о рождении ребенка, 30 июля 1980 года рождения.
Для проверки сведений, указанных в предоставленных справках, ответчик направил запрос в Пенсионный фонд Украины с просьбой о проведении документальной проверки сведений о размере заработной платы, с предоставлением акта такой проверки.
В связи с отсутствием акта документальной проверки Управлением было вынесено решение N178 от 1 апреля 2019 г. об отказе в перерасчете пенсии и повторно направлены запросы в Пенсионный фонд Украины.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального икона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с новым Федеральным законом продолжают применяться нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), в части, ему не противоречащей.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии, применяемый при исчислении страховой пенсии, определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 1 января 2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, который действует с 1 января 2015 г.
Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
До 1 января 2015 г. действовал Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановления Минтруда РФ N 16, Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 г.
Из положений пункта 13 указанного Перечня следует, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 августа 1992 г. N 1-68-У "О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии", справка о заработной плате, учитываемая при исчислении пенсии, должна содержать информацию о денежных единицах, в которых выплачивалась сумма заработка. Предприятиям, организациям, учреждениям разъяснено, что при оформлении справки периоды, принятые в подсчет заработка (денежного довольствия), следует указывать раздельно по каждому календарному году.
Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы. Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов.
В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктом 22 Правил N 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Федеральным законом N 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1).
Обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с 1 января 2015 г. Федеральным законом N 208-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 1 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории городе федерального значения Севастополя, в том числе за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. включительно на территории Республики Крым или не территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5).
В связи с тем, что вступившим в законную силу решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым по делу N2-1972/2018 от 7 сентября 2018 г. было признано за истцом право на перерасчет пенсии с учетом Федерального закона N 208-ФЗ, следовательно, производить перерасчет размера пенсии по справкам о заработной плате за период с 1 января 2002 г. не предусмотрено действующим законодательством.
Довод кассационной жалобы истца, что у пенсионного органа не было обязанности направлять запрос в Пенсионный фонд Украины судебной коллегией отклоняется, поскольку такое право ответчику предоставлено нормами части 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы, что истец является гражданкой Республики Беларусь, в связи с чем суд не должен применять нормы Федерального закона N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а должен быть применить нормы "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, согласно статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Истец Франчук И.А. является гражданкой Белоруссии, с 1 февраля 2007 г. имела временное удостоверение на постоянное проживание бессрочно на территории Украины, в настоящее время имеет вид на жительство в Российской Федерации, что подтверждает ее право на постоянное проживание на территории Российской Федерации и свидетельствует о том, что она относится к числу лиц, указанных в статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
В силу статьи 11 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. В статье 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных Соглашений, на территории которых проживают указанные лица.
Из вышеизложенного усматривается, что граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранного государства, в том числе из стран СНГ, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 17 декабря 2017 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения размеров страховых пенсий.
Кроме того, спорные периоды включены пенсионным органом в страховой стаж, в данном случае спор идет о размере назначенной истцу пенсии исходя из суммы страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Франчук И.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.Г. Аверина
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.