Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н, судей Каминской Е.Е, Песоцкого В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационную жалобу Найминова Ивана Константиновича на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Найминова Ивана Константиновича к Администрации г. Элисты, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о признании незаконными отказа в восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке ветеранов и многодетных семей, восстановлении на данном учете, возложении обязанности предоставить земельный участок и единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия
установила:
Найминов И.К. обратился в суд с иском к Администрации г. Элисты, Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, указав, что с 1 апреля 2002 года он состоял на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке ветеранов боевых действий в Республике Афганистан; с 15 октября 2003 года в списке многодетных семей.
Решением жилищной комиссии при Администрации г. Элисты от 22 мая 2019 года он снят с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из списка ветеранов боевых действий в Республике Афганистан, из списка многодетных семей с составом семьи 5 человек, на основании пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
29 мая 2020 года он обратился с заявлением в Администрацию г. Элисты о восстановлении его в указанных списках.
Администрацией г. Элисты 25 июня 2020 года ему отказано в удовлетворении заявления.
Просил признать незаконным отказ Администрации г. Элисты в восстановлении его в очереди на получение земельного участка и восстановить в данной очереди, предоставив земельный участок; признать незаконным отказ Администрации г. Элисты в восстановлении в очереди нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списках ветеранов боевых действий в Республике Афганистан и восстановить его в данной очереди, предоставив субсидию на приобретение жилого помещения согласно нормативам; признать незаконными решение жилищной комиссии при Администрации г. Элисты от 22 мая 2019 года, постановление Администрации г. Элисты N 866 от 24 мая 2019 года в части снятия Найминова И.К. с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из списка многодетных семей, из списка боевых действий в Республике Афганистан; восстановить на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списке многодетных семей под N в составе семьи из 5 человек.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года исковые требования Найминова И.К. удовлетворены частично. Признано незаконным постановление Администрации г. Элисты N 866 от 24 мая 2019 года, решение жилищной комиссии при Администрации г. Элисты от 22 мая 2019 года в части снятия Найминова И.К. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из списка многодетных семей под N с составом семьи 5 человек. Найминов И.К. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списке многодетных семей под N с составом семьи 5 человек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 июля 2021 года, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Найминов И.К. просит отменить решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года в части, признать незаконным постановление Администрации г..Элисты N 866 от 24 мая 2019 года в части снятия Найминова И.К. с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из списка участника боевых действий в Республике Афганистан; восстановить его в очереди ветеранов интернационалистов, включенных в списки на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 25 мая 2006 года N 190 в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списках ветеранов боевых действий в Республике Афганистан с возложением обязанности на Администрацию г..Элиста рассмотреть вопрос о выплате ему ссуды на улучшение жилищных условий ветерана боевых действий на одного человека - ветерана стоимостью 18 кв.м. в размере 590 598 рублей за счет субвенций федерального бюджета. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно сделан вывод о том, что после 01.03.2005 года Найминову И.К. на основании поданного им заявления как ветерану боевых действий, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, бесплатно из земель поселений был предоставлен в собственность земельный участок. Данное утверждение не соответствует действительности. Найминов И.К. не обращался с заявлением о предоставлении ему земельного участка взамен денежной выплаты на улучшение жилищных условий. Фактически администрацией выделен земельный участок для семьи ребенка - инвалида, но оформлен в долевую собственность в том числе и на Найминова И.К. - участника боевых действий, что документально создает видимость предоставления ему земельного участка площадью 600 кв.м. Порядок долевого оформления земельного участка равными долями на семью ребенка инвалида противоречит федеральному закону.
Право на получение жилой площади как воином-интернационалистом государством отнесено к исключительному праву и обеспечение его жильем должно было быть осуществлено за счет средств федерального бюджета. Указал, что администрация г..Элисты неправомочна исключать из списков ветеранов интернационалистов, включенных в списки на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2006 года N190. Судом для оценки обстоятельств, применены общие нормы гражданского законодательства, тогда как предусмотрено применение специальной нормы закона "О Ветеранах".
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судами первой и апелляционной инстанции, Найминов И.К. является ветераном боевых действий.
Постановлением Мэрии города Элисты от 01.04.2002 N 323, по результатам рассмотрения протокола N 12 жилищной комиссии от 27.03.2002, Найминов И.К. был принят на учет для получения жилой площади в очередь воинов-интернационалистов с составом семьи 4 человека.
Постановлением Мэрии города Элисты от 15.10.2003 N 1445, по результатам рассмотрения протокола N 35 жилищной комиссии от 24.09.2003 Найминов И.К. принят на учет для получения жилой площади в очередь многодетных семей с составом семьи 5 человек.
Поскольку Найминов И.К. встал на учет до 1 января 2005 года, обеспечение его жильем должно было быть осуществлено за счет средств федерального бюджета (пп. 3 п. 1 ст. 16 ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
Решением Администрации города Элисты от 8 августа 2007 года Найминов И.К. включен в список ветеранов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 года N 614, Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2006 года N 190 для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
26.08.2015 года Постановлением N 4341 Администрации города Элисты Найминову И.К, Найминовой Е.В, Найминову Н.И, Найминову Б.И. как семье имеющей в своем составе ребенка-инвалида предоставлен однократно в общую долевую собственность равными долями земельный участок, площадью 600 кв.м. из земель населенных пунктов под малоэтажную жилую застройку.
Решением жилищной комиссии при Администрации города Элисты от 22.05.2019 года (протокол N 16) Найминов И.К. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из списка ветеранов боевых действий в Республике Афганистан под N, из списка многодетных семей под N с составом семьи 5 человек
Постановлением Администрации города Элисты N 866 от 24 мая 2019 года "Об утверждении решения жилищной комиссии от 22.05.2019", постановлено снять с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Найминова И.К. из списка ветеранов боевых действий в Республике Афганистан под N, из списка многодетных семей под N с составом семьи 5 человек
06.05.2019 года Найминов И.К. обратился в Администрацию города Элисты с заявлением о предоставлении ему субсидии из расчета 18 кв.м. из федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2006 N 190. В предоставлении субсидии Найминову И.К. было отказано в связи со снятием с учета из списка ветеранов боевых действий.
29.05.2020 года Найминов И.К. обратился в Администрацию города Элисты с заявлением о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списке ветеранов боевых действий в Афганистане и в списке многодетных семей
Найминову И.К. в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списке ветеранов боевых действий в Афганистане и в списке многодетных семей отказано со ссылкой положения пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку семья Найминова И.К. реализовала свое право на однократное бесплатное приобретение в собственность сформированного земельного участка в составе земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства (письмо от 25.06.2020 N Н-2646\01-46).
Судом первой инстанции исковые требования частично удовлетворены. Постановление Администрации города Элисты N 866 от 24 мая 2019 года, решение жилищной комиссии при Администрации города Элисты от 22 мая 2019 года в части снятия Найминова И.К. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из списка многодетных семей под N с составом семьи 5 человек признано незаконным. Найминов И.К. восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в список многодетных семей под N с составом семьи 5 человек. Удовлетворяя частично заявленные требования суд руководствовался положениями п.5 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, указав, что Найминов И.К. и его семья являются многодетной семьей, стоящей на учете с 2003 года, в связи с чем снятие с учета Найминова И.К. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дом является незаконным.
Отклоняя доводы Найминова И.К. о наличии у него права претендовать на получение второго земельного участка суд правомерно руководствовался положениями пп. 6 ст. 39.5, ч. 1 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 09.04.2010 N177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия".
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Найминова И.К. в обжалуемой части, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 16, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исходил из того, что Найминов И.К, состоявший с 27.03.2002 года в списке ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся до 01.01.2005 года, в ноябре 2015 года реализовал в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ является основанием для принятия решения о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они основаны на нормах материального права, сделаны в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Статья 23.2 Федерального закона "О ветеранах" говорит о том, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" регламентировано, что граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка (кроме садового земельного участка) для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с действовавшим ранее законодательством, могут быть сняты с такого учета по предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям только в случае, если данные основания возникли после 01 марта 2005 года.
По настоящему делу установлено, что после 01 марта 2005 года истцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, бесплатно был предоставлен в собственность земельный участок площадью 600 кв.м. из земель населенных пунктов под малоэтажную жилую застройку
При таком положении, Найминов И.К, состоявший с 1 апреля 2002 года в списке ветеранов боевых действий в Республике Афганистан, вставших на учет нуждающихся до 01 января 2005 года, в августе 2015 года реализовал в установленном законом порядке свое право на получение от органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, что в силу пункта 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для принятия решения о снятии его с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что Найминова И.К. правомерно органом местного самоуправления снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и оснований для предоставления ему единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в данном случае не имеется.
Все доводы кассатора, в том числе и о том, что Найминов И.К. не обращался с заявлением о предоставлении ему земельного участка взамен денежной выплаты на улучшение жилищных условий, кроме того фактически администрацией выделен земельный участок для семьи ребенка-инвалида, но незаконно оформлен в долевую собственность на всех членов семьи судебной коллегией повторяют позицию кассатора в суде апелляционной инстанции, сводятся к иному толкованию указанных выше норм права и переоценке обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебных актов.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание приведенных выводов судов относительно установленных ими фактических обстоятельств дела, во внимание не принимаются, поскольку несогласие с результатами оценки доказательств, произведенной судами первой и апелляционной инстанций, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, судом апелляционной инстанции дана правовая оценка всей доказательственной базе с соблюдением правил оценки доказательств, правильно распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств и суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию истца, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, не опровергают выводов судов, а выражают несогласие с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, надлежащим образом исследованных судом и оцененных с учетом правил статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы сводятся к формальным соображениям, обстоятельствам, не имеющим юридического значения для настоящего дела, и фактически выражают другую точку зрения заявителя на то, как должно было быть рассмотрено дело.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были нарушены судом апелляционной инстанции.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 23 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 июля 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Найминова И.К. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.