Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С. Н, судей Песоцкого В.В, Мельникова В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Ростовской области на решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 июня 2021 года по гражданскому делу по иску Прокурора города Новочеркасска, действующего в интересах ФИО1 к Администрации города Новочеркасска об обязании предоставить жилое помещение, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации города Новочеркасска об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, ссылаясь на то, что по обращению ФИО1 1999 года рождения, была проведена проверка, в ходе которой установлено, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения и включен в список на обеспечение жилым помещением. До настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 марта 2021 года исковые требования прокурора г. Новочеркасска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 июня 2021 года решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 марта 2021 года оставлено без изменения
Правительство Ростовской области в кассационной жалобе просит состоявшиеся судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, указывая, что к участию в деле не привлечены Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Министерство образования Ростовской области, на которых Постановлением Правительства N 539 от 25.06.2012 года возложены полномочия по расходованию субвенций на обеспечению жилыми помещениями детей сиром и детей, оставшихся без попечения родителей. Кассатор указывает на применение судами к сложившимся правоотношениям нормативно-правовых актов, не подлежащих применению, выражает несогласие с определенной судом нормой предоставления жилого помещения на день рассмотрения спора без учета того обстоятельства, что денежные средства на приобретение жилья ФИО1 выделены из областного бюджета с учетом норм, действующих в 2018 году.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав прокурора, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, у него либо его родителей, отсутствует какое-либо недвижимое имущество на территории Российской Федерации.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включен в список на обеспечение жилым помещением
ФИО1 зарегистрирован по адресу: "адрес". В указанном жилом помещении площадью 63 кв.м. помимо него зарегистрированы по месту жительства еще 6 человек.
До настоящего времени ФИО1 не предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между Департаментом строительства и городского развития администрации "адрес" и "адрес" заключен муниципальный контракт N от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для предоставления жилых помещений детям-сиротам в литере 4 жилого дома, расположенного по "адрес". Цена контракта 30 525 000 рублей. Срок выполнения работ: ДД.ММ.ГГГГ
Конкретная квартира за ФИО1 контрактом не закреплена. Квартиры распределяются отделом жилищных программ администрации "адрес" между детьми-сиротами после передачи жилых помещений в муниципальную собственность.
На сегодняшний день подрядчиком не выполнены условия вышеуказанного муниципального контракта ввиду отсутствия денежных средств, готовность многоквартирного дома, расположенного по "адрес" "адрес".
В связи с ненадлежащим исполнением обязанностей ООО "Градиент Капитал", Департаментом строительства и городского развития Администрацией "адрес" ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный муниципальный контракт на приобретение квартир в литере 4 в жилом доме, расположенном по "адрес" расторгнут.
В настоящее время какие-либо работы на объекте не ведутся, жилое помещение ФИО1 до настоящего времени не предоставлено, в то время как надлежало предоставить жилье не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", частью1 статьи 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. N165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пришел к выводу о возложении на Администрацию города Новочеркасска обязанности по восстановлению нарушенных прав ФИО1 по получению жилого помещения, предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не менее нормы предоставления.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, они повторяют позицию, которую ответчик занимал в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, и эти доводы получили мотивированную оценку в апелляционном определении.
Доводы жалобы о том, что к участию в деле не были привлечены Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Министерство образования Ростовской на которых Постановлением Правительства N от 25.06.2012 года возложены полномочия по расходованию субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей сиром и детей, оставшихся без попечения родителей не могут повлечь отмену судебных актов, поставленных в соответствии с законом, при том, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Доводы о том, что при принятии решения судом не учтены нормы, регламентирующие порядок формирования и исполнения бюджета, а также ссылка на неисполнимость постановленного решения отклоняются как не опровергающие выводы судов по существу спора.
Доводы о необоснованном применении к спорным правоотношениям, положений законодательства в актуальной редакции, ввиду того, что на момент возникновения права у ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ году по обеспечению жильем как ребенка-сироты действовали нормы предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека судебной коллегией отклоняются исходя из следующего.
С 01 января 2013 года в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся порядка предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Определено, что изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом от 29.02.2012 года N15-ФЗ, распространяются на правоотношения, возникшие до дня его вступления в силу, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В настоящее время в силу требований ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 г. N165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Ростовской области.
Согласно п. 2 ст. 15 данного закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в ч. 1 ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 N 165-ЗС "О социальной поддержке детства в Ростовской области", по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Помимо этого, с 1 января 2021 года вступили в силу требования областного закона Ростовской области N 328-ЗС от 10 июня 2020 года, которым в ч.7 ст. 15 Областного закона Ростовской области N 165-ЗС от 22.10.2004 внесены изменения, согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются благоустроенные применительно условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома общей площадью жилого помещения не менее 33 квадратных метров.
Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в часть 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Статьей 1 Областного закона Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жильем данной категории граждан определен постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 N 539 "О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Также данным постановлением утверждено Положение о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 19 указанного Положения размер площади жилого помещения, исходя из которого органом местного самоуправления определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированного жилого помещения, составляет:
не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека;
не менее 42 кв.м. общей площади жилого помещения на семью из двух человек, если оба члена семьи имеют право на обеспечение жильем в соответствии с настоящим Положением.
Дополнительная площадь сверх установленной общей нормы площади жилого помещения предоставляется детям-сиротам, имеющим на нее право, при наличии медицинских показаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в виде отдельной комнаты. При отсутствии отдельной комнаты дополнительная площадь предоставляется в размере 10 кв. м.
Согласно п. 23.4 данного Положения органы местного самоуправления обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, включенным в сводный список на текущий финансовый год, в том же финансовом году, в котором получены субвенции из областного бюджета.
В случае, если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, обеспечивают предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.
В связи с изложенным, решение суда об удовлетворении исковых требований об обязании предоставить ребенку, оставшемуся без попечения родителей ФИО1, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления, принято в соответствии с требованиями материального права, оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
При этом ссылка кассатора о необходимости предоставления жилья по норме предоставления по состоянию на 2018 год ввиду отсутствия доказательств исполнения обязательств по предоставлению жилья по день рассмотрения спора отклоняется судом кассационной инстанции как не основанная на нормах права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку не указывают на существенное нарушение судом при разрешении спора норм материального или процессуального права.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что указаний на наличие оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления кассационная жалоба не содержит, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского городского суда Ростовской области от 22 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 29 июня 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.