Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С.Н.
судей Каминской Е.Е, Мельникова В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 июня 2021 года по гражданскому делу по иску заместителя прокурора города Керчи Республики Крым в интересах Игониной Светланы Александровны к администрации города Керчи Республики Крым, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье, заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Пономаревой П.Г, указавшей на отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Керчи Республики Крым обратился с иском в интересах Игониной С.А. к администрации города Керчи Республики Крым об обязании предоставить Игониной С.А. благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв.м. вне очереди, ссылаясь на то, что постановлением администрации города Керчи Республики Крым от 20 марта 2018 года Игонина С.А. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. Какое-либо недвижимое имущество на праве собственности у Игониной С.А. отсутствует, до настоящего времени она жильем не обеспечена.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года исковые требования удовлетворены. Га администрацию города Керчи Республики Крым возложена обязанность предоставить Игониной С.А, ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 25 кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 июня 2021 года решение суда изменено, дополнен второй абзац резолютивной части решения. Указано на обязанность ответчика предоставить Игониной Светлане Александровне благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма, специализированных жилых помещений на территории муниципального образования города Керчь.
В кассационной жалобе представитель Администрации города Керчи Республики Крым просит суд отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, считая, что судами допущены существенные нарушения норм материального права. Судами не учтено, что на Администрацию не представляется возможным возложить обязанность по предоставлению благоустроенного жилья без предоставления финансирования. В настоящее время у Администрации отсутствует надлежащее финансирование на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами Игонина С.А, ДД.ММ.ГГГГ, является лицом, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Керченского городского суда АР Крым от 27.03.2007 года мать Игониной С.А.- Игонина Т.А. а лишена родительских прав в отношении своей дочери Светланы, ДД.ММ.ГГГГ. Сведения об отце ребенка - Игонин А.И. в актовую запись о рождении внесены по заявлению матери и с ее слов в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 135 СК Украины.
С 14.02.2000 года Игонина С.А. зарегистрирована проживающей по адресу: "адрес" по месту нахождения детского дома, куда была устроена как брошенный ребенок в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ года Игонина С.А. достигла совершеннолетия.
Постановлением администрации города Керчи Республики Крым от 20 марта 2018 года Игонина С.А. включена в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для получения жилья. В списке детей-сирот Игонина С.А. значится под N.
Какое - либо недвижимое имущество за Игониной С.А. на праве собственности в ЕГРН не зарегистрировано.
В настоящее время местом проживания Игониной С.А. является "адрес" Данных о том, что с Игониной С.А. администрацией города Керчи Республики Крым заключен договор социального найма, материалы дела не содержат.
Положениями ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 указанного закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Крым от 18.12.2014 года N-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ РФ от ФЗ РФ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Доводы кассационной жалобы администрации города Керчи Республики Крым об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами обеих инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судами была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судами нарушены не были. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, суды обеих инстанций правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной фактически направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда об установленных обстоятельствах. Нарушений правил оценки доказательств судебной коллегий по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не установлено. Выводы суда, содержащиеся в оспариваемом судебном постановлении, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба администрации города Керчи Республики Крым не содержит оснований, по которым состоявшиеся по делу судебные акты могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на допущение процессуальных нарушений или неверное применение норм материального права, являющиеся основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, суды в полном объеме и всесторонне оценили представленные доказательства, установили все юридически значимые обстоятельства и сделали обоснованные выводы из них.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 июня 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Керчи Республики Крым -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.