Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Бетрозовой Н.В. и Руденко Ф.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, по кассационной жалобе Петровой Т.В. на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 18 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснение Петровой Т.В, представителя ответчика Баранникову Т.В, судебная коллегия
установила:
Петрова Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, в котором просила суд включить в специальный стаж Петровой Т.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее трудовой деятельности: с 25.06.1985 по 29.07.1985 в должности санитарки, поскольку данная должность относится к младшему медицинскому персоналу и предусмотрена Списками от 06.09.1991г. N 464, от 22.09.1999г. N 1066, от 29.10.2002г.N 781; с 25.06.1985 по 29.07.1985 - в Центральном военном санатории им. Я. Фабрициуса в должности медсестры 2-го медотделения; с 10.09.1986 по 01.12.1986 - Городская больница N 4 в должности санитарки глазного отделения; с 16.03.1988 по 13.02.1989 в должности акушерки и медсестры интенсивной терапии в Сочинском роддоме; с 01.04.1989 по 01.11.1989 в Детской городской Поликлинике N1 в должности медсестры детского сада N11; с 02.11.1989 по 07.08.1995 - в Центральном военном санатории им. Я.
Фабрициуса, в должности медсестры 2-го медотделения; с 08.08.1995 по 30.12.1995 - в должности палатной медсестры 8 разряда в Санатории "Малый Ахун"; с 12.04.1999 по 30.11.1999 Многоотраслевое производственное объединение "Заполярье" в должности младшей медсестры; с 10.01.2000 по 24.01.2000 Городская больница N 4 Травматологическое отделение в должности палатной медсестры; с 01.02.2000 по 01.11.2000 в должности медицинской медсестры 10 разряда в санатории "Юность"; с 01.11.2000 по 24.01.2009 в санатории "Октябрьский" в должности медсестры по диетпитанию, медсестры лечебных душей, палатной медсестры, дежурного фельдшера; с 01.02.2000 по 08.05.2010 - в НУЗ УГТ на станции Сочи ОАО РЖД в должности фельдшера в медпункте вокзала; с 11.05.2010 по 25.05.2011 г..в Санатории "Русь" в должности медсестры (палатной) первой категории и медсестры (дежурной) первой категории; С 24.12.2010 по 07.05.2014 в Управлении внутренних дел по городу Сочи в должности фельдшера спецприемника; с 03.06.2011 по 08.08.2011 в Санатории "Черноморье" в должности в должности фельдшера высшей категории; с 14.05.2012- 22.05.2012 санаторий "Актер" в должности медицинской сестры в подразделении "Медицинский персонал"; с 20.08.2012 по 08.07.2014 в Санаторий "Черноморье" в должности фельдшера; с 09.04.2014 по 15.01.2015 в ФМС России Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в должности фельдшера; с 21.05.2015 по 24.08.2015 ФГКУ "Салют" МВД в должности медсестры в среднем медицинском персонале; с 10.07.2015 по 31.10.2015 в ОАО "Газпром" санаторий "Факел" в должности медсестры лечебного бассейна высшей категории; с 25.02.2016 по 31.12.2019 года в Санатории "Авангард" в должности медсестры высшей категории; с 23.11.2016 по настоящее время в службе охраны на Кавказе, Федеральная служба охраны Российской Федерации в г..Сочи Краснодарского края.
Кроме того, истец просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе - курорте Сочи Краснодарского края назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со 02.12.2013, то есть с момента первоначального обращения, осуществив перерасчет страхового стажа.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что она с 28.06.1985 по 31.12.2018 осуществляла трудовую деятельность в различных организациях по медицинской специальности (фельдшер, санитарка медсестра), однако обратившись в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ей в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно ответу ответчика специальный стаж работы Петровой Т.В. составляет 1 год 7 месяцев.
Полагая, что в специальный льготный стаж её работы ответчиком незаконно не включены указанные периоды просила удовлетворить исковые требования и возложить на ответчика обязанность назначить ей пенсию.
Решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 апреля 2021 года в удовлетворении искового заявления Петровой Т.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 августа 2021 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 апреля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Петровой Т.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Петрова Т.В. просила отменить судебные акты в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и несоответствием выводов судов обстоятельствам дела. В обоснование жалобы указала, что в судебном заседании представлены все справки, подтверждающие льготный характер работы. Более того в судебном заседании Петрова Т.В. заявила ходатайство об истребовании в соответствующих организациях сведения, подтверждающие льготный характер работы, в удовлетворении которых судом необоснованно отказано. Отмечает, что отсутствие кода льготной профессии для назначения пенсии не является основанием для отказа, так как в истребовании указанных документов судом ей отказано. Отсутствие информации о работе и перечислении страховых взносах также не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, трудовая деятельность Петровой Т.В. подтверждается трудовыми книжками, дипломом о среднем специальном образовании, и справками с мест работы. Считает, что судами нарушены положения Постановления от 6 сентября 1991 г. N 404, Постановления от 29 октября 2002 N 781, Постановления от 22 сентября 1999 г. N 1066.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Петрова Т.В. доводы кассационной жалобы поддержала, просила из удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края Баранникова Т.В. с доводами кассационной жалобы не согласилась просила судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Петровой Т.В. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанции, которые выразились в следующем.
Судами установлено, что Петрова Т.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.06.1985 года по 31.12.2018 года осуществляла трудовую деятельность в различных организациях по медицинской специальности (фельдшер, санитарка медсестра), что подтверждается сведениями из её трудовой книжки N N, трудовой книжки N N, трудовой книжки N N, вкладышем в трудовую книжку N N.
02.12.2019 г. Петровой Т.В. в адрес Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 13.12.2019 года Петровой Т.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, пенсионным органом не включен ряд периодов осуществления трудовой деятельности, а именно:
С 25.06.1985 по 29.07.1985 года - в должности санитарки.
С 25.06.1985 по 29.07.1985 года - в Центральном военном санатории им. Я. Фабрициуса в должности медсестры 2-го медотделения.
С 10.09.1986 по 01.12.1986 года - в должности санитарки глазного отделения в Городской больнице N 4.
С 16.03.1988 по 13.02.1989 года - в должности акушерки и медсестры интенсивной терапии в Сочинском роддоме.
С 01.04.1989 по 01.1 1.1989 года - в должности медсестры детского сада N11 в Детской городской Поликлинике N1.
С 02.11.1989 по 07.08.1995 года - в должности медсестры 2-го медотделения в Центральном военном санатории им. Я. Фабрициуса.
С 08.08.1995 по 30.12.1995 года - в должности палатной медсестры 8 разряда в Санатории "Малый Ахун".
С 12.04.1999 по 30.11.1999 года - в должности младшей медсестры Многоотраслевое производственное объединение "Заполярье".
С 10.01.2000 по 24.01.2000 года - в должности палатной медсестры Городской больница N 4 Травматологическое отделение.
С 01.02.2000 по 01.11.2000 года - в должности медицинской медсестры 10 разряда санаторий "Юность".
С 01.11.2000 по 24.01.2009 года - в должности медсестры по диетпитанию, медсестры лечебных душей, палатной медсестры, дежурного фельдшера в санатории "Октябрьский".
С 01.02.2000 по 08.05.2010 года - в должности фельдшера в медпункте вокзала в НУЗ УП па станции Сочи ОАО РЖД.
С 11.05.2010 по 25.05.2011 года - в должности медсестры (палатной) первой категории и медсестры (дежурной) первой категории в Санатории "Русь".
С 24.12.2010 по 07.05.2014 года - в должности фельдшера спецприемника в Управлении внутренних дел по городу Сочи.
С 03.06.2011 по 08.08.2011 года - в должности фельдшера высшей категории в Санатории Черноморье".
С 14.05.2012 по 22.05.2012 года - в должности медицинской сестры в подразделении "Медицинский персонал" в санаторий "Актер".
С 20.08.2012 по 08.07.2014 года - в должности фельдшера в Санаторий Черноморье".
С 09.04.2014 по 15.01.2015 года - в должности фельдшера в ФМС России Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю.
С 21.05.2015 по 24.08.2015 года - в должности медсестры в среднем медицинском персонале ФГКУ "Салют" МВД.
С 10.07.2015 по 31.10.2015 года - в должности медсестры лечебного бассейна высшей категории ОАО "Газпром" санаторий "Факел".
С 25.02.2016 по 31.12.2019 года - в должности медсестры высшей категории в Санатории "Авангард".
С 23.11.2016 по настоящее время в службе охраны на Кавказе, Федеральная служба охраны Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края.
По мнению ответчика, специальный стаж работы Петровой Т.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии составляет 1 год 7 месяцев, при необходимом -30 лет.
Разрешая спор и отказывая Петровой Т.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов ее работы, а также отказывая в признании за Петровой Т.В. права на назначение пенсии, суд указал, что должность "санитарки" относится к младшему медицинскому персоналу и не предусмотрена Списками от 06.09.1991 N464, от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781, должность медсестры детского сада N11, также не может быть включена, так как указанное учреждение отсутствует в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период работы в должности медсестры 2-го мед. отделения военного клинического санатория им. Фабрициуса, так как не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, по этим же основаниям не включены иные периоды работы Петровой Т.В. до 01.11.1999 года, в том числе, и в связи с отсутствием в сведениях персонифицированного учета, сведений о льготном характере работы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа во включении периодов работы Петровой Т.В до 01.11.1999 года в льготный стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Петровой Т.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Петровой Т.В. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов ее трудовой деятельности и об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, применили к спорным отношениям неправильно, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: наличие стажа работы Петровой Т.В. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Петровой Т.В. о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости период работы Петровой Т.В. суды не учли, что до 1 ноября 1999 г. пенсионное обеспечение граждан регламентировалось Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", действовавшим до 01.10.1993 года, а также постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.
Так, согласно Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень 1959 года), утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", действовавшим до 01.10.1993 года, в нем, в разделе II "Врачи и другие медицинские работники" и в пункте 1, данного раздела "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения" в наименовании учреждений и организаций предусмотрены "Детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады", "Санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные эвакоприемники, эвакопункты и эвакобазы", в наименовании должностей - "медицинские сестры - все независимо от наименования должности".
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры палатной.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из заявленных Петровой Т.В. требований следует, что ею ставился вопрос о включении периодов её работы, осуществляемой ранее, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 октября 1993 г. и в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, а также с учетом Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Таким образом, действовавшее до 1 октября 1993 года законодательство, предусматривало включение в подсчет медицинского стажа работу в должности медицинской сестры детского сада, а до 1 ноября 1999 года среднего медицинского персонала санаториев, вне зависимости от форм собственности. При этом периоды работы до 1996 года могли подтверждаться справками работодателя.
Судебные инстанции неправильно применили названные выше нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, и в судебных постановлениях не дали толкование вышеприведенным нормам права, в связи с чем, пришли к ошибочному выводу о невозможности включения в специальный стаж Петровой Т.В. для досрочного назначения страховой пенсии по старости спорного периода ее работы в медицинской сестрой детского сада и санатория до 1999 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила от 2 октября 2014 г. N 1015).
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац второй пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако судами, сделавшими вывод об отсутствии доказательств о том, что работа истца до 1999 года протекала в должностях и учреждениях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, положения приведенных норм права, устанавливающих порядок подтверждения, в том числе в судебном порядке, страхового стажа, учтены не были, пенсионное дело не исследовалось.
Сделав вывод о том, что пенсионным органом направлялись уточняющие запросы: в Центральный военный клинический санаторий Сочи им. Я Фабрициуса за период работы с 02.11.1989г. по 07.08.1995г. в ГБУЗ "ЦОМИД г. Сочи" М3 КК за период работы с 01.04.1989г. по 01.11.1989г.; Санаторий "Малый Ахун" за период с 08.08.1995г. по 30.12.1995г.; Центр охраны материнства и детства за период работы в Сочинском родильном доме с 16.03.1988г. по 13.02.1989г.; Санаторий "Заполярье" с 12.04.1999г. по 30.11.1999г, суд не истребовал сведения, поступившие на указанные запросы и не исследовал их в рамках рассмотрения, заявленных Петровой Т.В. требований.
Суд апелляционной инстанции данные нарушения не устранил, указав, что доводы, изложенные истцом в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующего производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что приведенные выше требования закона апелляционной инстанции при рассмотрении дела выполнены не были, доводы истца о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права фактически не проверены, судебная коллегия находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Доводы кассационной жалобы Петровой Т.В. в части незаконности судебных актов относительно периодов её работы после 01.11.1999 года противоречат нормам материального права, а выводы судов по ним являются законными.
Как указывалось ранее, в случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа (в данном случае факт выполнения работы в определенной должности и в определенном структурном подразделении учреждения здравоохранения в целях льготного исчисления страхового стажа) могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Однако, доказательств того, что работа Петровой Т.В. осуществлялась в профильных санаториях, а сведения о её работе в периоды после 1999года были отражены в сведениях о персонифицированном учете, с указанием льготного характера материалы дела не содержат и истцом не представлены, как и не представлены сведения о льготном характере работы истца в должности фельдшера в медпункте вокзала в НУЗ УП па станции Сочи ОАО РЖД, в должности фельдшера спецприемника в Управлении внутренних дел по городу Сочи, в должности фельдшера в ФМС России Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, а также в службе охраны на Кавказе, Федеральная служба охраны Российской Федерации в г. Сочи Краснодарского края.
При указанных обстоятельствах, выводы судебных инстанций в части вышеприведенных периодов работы, постановлены в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов по указанным доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда 18 августа 2021 года в части оставления без изменения решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 апреля 2021 года об отказе Петровой Т.В. во включении в её специальный стаж периодов работы до 1999 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции Краснодарский краевой суд.
В остальной части апелляционной определение Краснодарского краевого суда 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Петровой Т.В. - б-з удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Ф.Г. Руденко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.