Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беспалова Д.И. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании действий незаконными
по кассационной жалобе Беспалова Д.И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, истца Беспалова Д.И, представителя ответчиков по доверенностям Белянина А.И, судебная коллегия
установила:
Беспалов Д.И. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю и Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), в котором просил признать незаконными действия комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по внесению изменений в протокол N 32 от 05 июля 2018 года в части изменения даты постановки на учет Беспалова Д.И. с 11 февраля 2014 года на 03 июня 2014 года.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 02 марта 2021 года исковые требования Беспалова Д.И. удовлетворены.
Признаны незаконными действия комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по внесению изменений в протокол N 32 от 05 июля 2018 года в части изменения даты постановки на учет Беспалова Д.И. с 11 февраля 2014 года на 03 июня 2014 года.
Отменен протокол N 9 от 09 июня 2020 года заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части внесения изменений в протокол N 32 от 05 июля 2018 года об изменении даты постановки на учет Беспалова Д.И. с 11 февраля 2014 года на 03 июня 2014 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2021 года решение Ленинского районного суда города Краснодара от 02 марта 2021 года отменено. По делу принято новое решение об отказе Беспалову Д.И. в иске.
В кассационной жалобе истец Беспалов Д.И. просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, оставив в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Беспалов Д.И. полагает, что судами первой и апелляционной инстанции нарушены правила оценки доказательств, предусмотренные нормами статей 59, 60 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указывает, что апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года на Управление ФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность подготовить для направления в ФСИН России пакет документов Беспалова Д.И. для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты согласно пункту 10 Порядка, утвержденного Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, а на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, возложена обязанность рассмотреть документы Беспалова Д.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещении с заявлением от 11 февраля 2014 года. Судебный акт апелляционной инстанции не обжаловался, исполнен в принудительном порядке после предъявления исполнительного листа.
Ссылаясь на положения пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указывает, что поскольку площадь отчуждаемой ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", составила 8, 175 кв.м, что менее учетной нормы, то на момент исполнения решения Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ у комиссии не имелось оснований для постановки на учет с даты ДД.ММ.ГГГГ, указанных в выписке протокола N от ДД.ММ.ГГГГ. Обращает внимание, что отчуждение имущества имело место ДД.ММ.ГГГГ, в то время как Федеральный закон N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят ДД.ММ.ГГГГ, а Постановление Правительства Российской Федерации N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" - ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Беспалов Д.И. кассационную жалобу поддержал по изложенным в нем доводам.
В судебном заседании представитель ответчиков по доверенностям Белянин А.И. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 23 июня 2016 года протоколом комиссии ФСИН России N 45 Беспалову Д.И. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369.
Решением Ленинского районного суда города Краснодара от 13 сентября 2017 года Беспалову Д.И. отказано в удовлетворении исковых требований к ФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании права на получение единовременной социальной выплаты и признании незаконным отказ в постановке на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года решение Ленинского районного суда года Краснодара от 13 сентября 2017 года отменено, по делу принято новое решение.
Признан незаконным отказ комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 23 июня 2016 года в постановке Беспалова Д.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность подготовить для направления в ФСИН России пакет документов Беспалова Д.И. для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты согласно пункту 10 Порядка утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496.
На комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения возложена обязанность рассмотреть документы Беспалова Д.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с заявлением от 11 февраля 2014 года.
ДД.ММ.ГГГГ Беспалов Д.И. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 4 человека с 11 февраля 2014 года, что подтверждается протоколом заседания комиссии N32 от 05 июля 2018 года.
09 июня 2020 года решением комиссии ФСИН России, оформленным протоколом заседания N9, в протокол N 32 от 05 июля 2018 года внесены изменения в части изменения даты постановки Беспалова Д.И. на учет с 11 февраля 2014 года на 03 июня 2014 года по причине того, что 14 мая 2009 года Беспалов Д.И. продал принадлежащую ему долю жилого помещения, то есть совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и на момент его обращения в комиссию ФСИН России для постановки на учет (11 февраля 2014 года) с даты прекращения права на долю жилого помещения (03 июня 2009 года) прошло менее 5 лет.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Беспалов Д.И. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года, согласно которому на комиссию ФСИН России возложена обязанность рассмотреть документы Беспалова Д.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с заявлением от 11 февраля 2014 года.
Суд первой инстанции исходил из того, что поскольку судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законодательством порядке и должностное лицо либо государственный орган не вправе давать правовую оценку судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан судебный акт, то уполномоченные органы и должностные лица в своих действиях не могут исходить из предположения, что представленный на исполнение судебный акт является неверным либо незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года у комиссии ФСИН России не имелось оснований для постановки на учет с 03 июня 2014 года, указанных в протоколе комиссии N9 от 09 июня 2020 года, также как и не имелось оснований для внесения изменений в протокол N32 от 05 июля 2018 года в части изменения даты постановки на учет Беспалова Д.И. с 11 февраля 2014 года на 03 июня 2014 года.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 12 Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, исходил из того, что право Беспалова Д.И. на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты возникает по истечении 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий, то есть с 03 июня 2009 года, в связи с чем пришел к выводу, что комиссия ФСИН России при установлении факта сознательного ухудшения Беспаловым Д.И. своих жилищных условий 03 июня 2009 года правомерно внесла изменения в протокол N 32 от 05 июля 2018 года в части изменения даты постановки на учет Беспалова Д.И. с 11 февраля 2014 года на 03 июня 2014 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 приведенного закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно части 8 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит обоснованными доводы кассационной жалобы о преюдициальном значении апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Такое же значение имеют для суда, рассматривающего гражданское дело, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда (часть 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.
По смыслу закона в его истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, установлена недопустимость пересмотра определенных вступившими в силу судебными постановлениями правоотношений сторон и установленных в связи с этим фактов.
Исходя из вышеприведенных норм процессуального права установленные апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года обстоятельства обязательны для суда при рассмотрении данного дела.
При таких обстоятельствах для ФСИН России вышеуказанный судебный акт является обязательным.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции принимает во внимание, что те обстоятельства, которые послужили основанием для внесения ответчиком изменений в протокол N32 от 05 июля 2018 года, имели место в период рассмотрения спора между теми же сторонами о признании права на получение единовременной социальной выплаты, признании незаконным отказа в постановке на учет, были очевидны для ответчика, но не заявлялись в качестве возражений против иска.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обосновано указал на то обстоятельство, что на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 декабря 2017 года на комиссию ФСИН России возложена обязанность рассмотреть документы Беспалова Д.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения с заявлением от 11 февраля 2014 года, а, следовательно, поскольку судебные акты могут быть отменены или изменены только в установленном процессуальным законодательством порядке, то должностное лицо либо государственный орган не вправе давать правовую оценку судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан судебный акт.
При изложенных обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2021 года нельзя назвать законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу с делом, вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, подлежащие применению к отношениям сторон, и разрешилспор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, суд кассационной инстанции считает необходимым апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2021 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 30 июня 2021 года отменить.
Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 02 марта 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.