Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Лопаткина Н.А., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования Туапсинский район на апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 20 июля 2021 года об отмене определения Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 декабря 2020 года о прекращении исполнительного производства по решению Туапсинского городского суда от 09 ноября 2010 года по гражданскому делу по иску Фарафонтова Анатолия Бахтияровича к администрации Туапсинского района о возложении обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилье,
УСТАНОВИЛА:
Фарафонов А.Б. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Туапсинского района о возложении на нее обязанности предоставить отдельное благоустроенное жилье.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 ноября 2010 года, измененным кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2011 года в резолютивной части, исковые требования Фарафонова А.Б. удовлетворены. Суд постановилобязать администрацию муниципального образования Туапсинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Фарафонову А.Б. благоустроенное жилое помещение в черте населенного пункта г. Туапсе на состав семьи 7 человек с учетом нормы предоставления жилой площади, установленной в г. Туапсе, в порядке очередности указанной категории граждан.
02 марта 2012 года Туапсинским районным отделом судебных приставов УФССПП по КК возбуждено исполнительное производство N.
Представитель администрации МО обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, ссылаясь на то, что категория граждан, к которой относится Фарафонтов А.Б. (граждане, уволенные со службы из органов внутренних дела по достижению ими предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья) обеспечивается жильем не путем прямого предоставления жилых помещений, а в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность за счет средств краевого бюджета (п. 1.1 Правил, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11 ноября 2014 года N 1227.
Определением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 декабря 2020 года заявление администрации МО Туапсинский район удовлетворено.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 20 июля 2021 года определение от 09 декабря 2020 года отменено; разрешен вопрос по существу; отказано в удовлетворении заявления администрации МО Туапсинский район о прекращении исполнительного производства N, возбужденного 02 марта 2012 года Туапсинским РОСП на основании решения Туапсинского городского суда от 09 ноября 2010 года в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа на основании пункта 2 части 1 статьи 43 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования Туапсинский район просит отменить апелляционное определение.
В обоснование жалобы указано, что исполнительное производство не предоставляется возможным исполнить. Прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами. Фарафонтов А.Б. и члены его семьи состоят на учете граждан (в общегородском списке) в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации Туапсинского городского поселения с 05 ноября 1996 года, учетный N. Обеспечение Фарафонтова А.Б. жилым помещением по договору социального найма жилого помещения в порядке очередности возможно только администрацией Туапсинского городского поселения, где указанный гражданин состоит на общем учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Постановлением администрации муниципального образования Туапсинский район от 03 августа 2020 N 1123 "Об исключении Фарафонтова А.Б. из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях", в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Фарафонтов А.Б, исключен из отдельного списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований.
Из изложенного следует, что решение суда администрацией не предоставляется возможным исполнить по независящим от нее обстоятельствам.
В возражениях на кассационную жалобу Фарафонтов А.Б. указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции оснований для отмены судебного акта не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Туапсинского городского Совета народных депутатов от 13 ноября 1996 года N 2008 Фарафонтов А.Б, на основании закона "О милиции РФ" был поставлен на учет в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в качестве оперуполномоченного уголовного розыска УВД г. Туапсе, с присвоением порядкового номера N.
По состоянию на 29 октября 2012 года, порядковый номер Фарафонтова А.Б, с составом семьи из 7 человек - N.
Как следует из приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 29 октября 2018 года Фарафонтов А.Б. уволен со службы в органах МВД, на основании рапорта Фарафонтов А.Б. На день увольнения выслуга Фарафонтова А.Б. в льготном исчислении составила 28 лет.
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 09 ноября 2010 года, измененным кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 января 2011 года в резолютивной части, исковые требования Фарафонова А.Б. удовлетворены. Суд постановилвозложить обязанность на администрацию муниципального образования Туапсинского района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Фарафонову А.Б. благоустроенное жилое помещение в черте населенного пункта города Туапсе на состав семьи 7 человек с учетом нормы предоставления жилой площади, установленной в городе Туапсе, в порядке очередности указанной категории граждан.
На основании исполнительного листа, выданного Туапсинским городским судом, 02 марта 2012 года возбуждено исполнительное производство N в отношении должника администрации МО Туапсинский район.
Разрешая требования администрации МО Туапсинский район о прекращении указанного исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением администрации муниципального образования Туапсинского района от 03 августа 2020 года N 1123 "Об исключении Фарафонтова А.Б. из списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Фарафонтов А.Б. исключен из отдельного списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, в связи с чем исполнить решение суда не представляется возможным.
Проверяя законность определения суда первой инстанции, не согласившись с указанными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Так, в силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Правильным исполнением судебных актов в смысле приведенной нормы является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Согласно пункту 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство может быть прекращено судом в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной статьи, прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, как указано судом апелляционной инстанции, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с решением Туапсинского городского Совета народных депутатов Исполнительного комитета от 13 ноября 1996 года N, Фарафонтов А.Б. был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером 5547. В отдельный список работников УВД под номером 127.
Из письма директора МУП "Квартирно-правовая служба" от 19 декабря 2011 года следует, что полномочия по ведению учета отдельных категорий граждан, в том числе и работников УВД переданы в администрацию МО Туапсинский район.
Согласно письму первого заместителя главы администрации МО Туапсинский район Алексеенко А.А. от 22 декабря 2011 года, Фарафонтов с 05 ноября 1996 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Туапсинский район с составом семьи 7 человек. Также он включен в список граждан, работников УВД, уволенных со службы и содержащихся за счет средств краевого бюджета. По состоянию на декабрь 2011 года Фарафонтов А.Б. состоял в очереди под номером 12.
По состоянию на 29 октября 2012 года, в связи со снятием с учета лиц, находившихся в списке по вышеуказанной категории, порядковый номер Фарафонтова А.Б. в очереди стал 8.
Суд первой инстанции, рассматривая заявление о прекращении исполнительного производства, пришел к выводу о том, что Фарафонтов А.Б. утратил основания предоставления жилого помещения, в связи с увольнением со службы в качестве участкового уполномоченного в январе 2014 года. При этом ранее, в 2013 году ему предоставлялась трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", однако взыскатель отказался от нее, поскольку указанная квартира является служебной и предоставляется на время прохождения службы в УУП.
Однако, как указал суд апелляционной инстанции, данные выводы суда первой инстанции сделаны без исследования документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Исходя из материалов дела и объяснений сторон, подтверждающие документы отсутствовали на дату принятия определения Туапсинского городского суда от 09 декабря 2020 года.
На основании представленной в судебном заседании суда апелляционной инстанции выписки из приказа N от 29 октября 2018 года ГУ МВД России по Краснодарскому краю отдела МВД России по Туапсинскому району, Фарафонтов А.Б. был уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации с должности инспектора группы по осуществлению административного надзора отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела МВД России по Туапсинскому району с 29 октября 2018 года, с выслугой 27 лет 01 месяц 23 дня в льготном исчислении 28 лет 01 месяц 23 дня.
Каких-либо доказательств того, что Фарафонтову А.Б. в 2013 году предоставлялась трехкомнатная квартира по адресу: "адрес", от получения которой Фарафонтов А.Б. отказался, суду апелляционной инстанции представлено не было.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции отмечено на отсутствие доказательств, подтверждающие доводы представителя администрации МО Туапсинский район о принятии муниципальным органом решения об аннулировании льготной очереди нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что принятие должником администрацией МО Туапсинский район решения о снятии Фарафонтова А.Б. с жилищного учета не является объективным основанием для прекращения исполнительного производства, реальная возможность исполнения вступившего в законную силу решения Туапсинского городского суда от 09 ноября 2010 года не утрачена.
Указанное заявителем в качестве факта утраты возможности исполнения судебного акта обстоятельство, что Фарафонтов А.Б. с января 2014 года не является участковым уполномоченным полиции, в связи с чем не может быть обеспечен служебным жильем для УПП, также не свидетельствует о реальной утрате возможности исполнения судебного акта.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, достоверно свидетельствующих об утрате администрацией МО Туапсинский район возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия - предоставить истцу жилое помещение, не имеется, как и правовых оснований для прекращения исполнительного производства. Решение данного вопроса носит преждевременный характер.
Оснований не соглашаться с данными выводами суда апелляционной инстанции не имеется.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были рассмотрены судом апелляционной инстанции и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 20 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования Туапсинский район - без удовлетворения.
Судья Н.А. Лопаткина
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.