Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым к Куртмуллаеву Нариману Зиявичу о прекращении права собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права и о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе ответчика Куртмуллаева Н.З, третьего лица Алиевой М.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратился в суд с иском к Куртмуллаеву Нариману Зиявичу о прекращении права собственности, исключении из ЕГРН записи о регистрации права и о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указано на то, что в ходе проведенной прокуратурой Симферопольского района проверки было установлено, что 22.05.2017 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за Алиевой М.Н. было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 12 500 кв.м, с разрешенным использованием - для ведения подсобного хозяйства на полевых участках, расположенный в ж/кв. "Ешиль-Дагъ" в "адрес", кадастровый N. Считает, что решение исполкома Чистенского сельского совета от 18.03.1998 года N 20 в части предоставления земельного участка Алиевой М.Н. в установленном порядке на территории Республики Крым до 16.03.2014 года не принималось, в связи с чем регистрация права собственности за Алиевой М.Н на земельный участок муниципальной собственности произведена незаконно. Соответственно, дальнейшая сделка купли-продажи с Куртмуллаевым Н.З. данного земельного участка является недействительной, в связи с чем просит суд прекратить право собственности Куртмуллаева Наримана Зиявича на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль-Дагъ", кадастровый N, исключив из ЕГРН сведения о кадастровом учете и праве собственности Куртмуллаева Наримана Зиявича на указанный земельный участок. Обязать Куртмуллаева Наримана Зиявича возвратить земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль-Дагъ", кадастровый N, в собственность муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района.
Решением Симферопольского района Республики Крым от15.12.2020 года в удовлетворении иска заместителя прокурораСимферопольского района Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским Верховного Суда Республики Крым от 03 августа 2021 года вышеуказанное решение суда отменено, по делу вынесено новое решение, согласно которого иск прокурора удовлетворен.
Суд прекратил право собственности Куртмуллаева Наримана Зиявича на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль-Дагъ", кадастровый N, исключив из ЕГРН сведения о кадастровом учете и праве собственности Куртмуллаева Наримана Зиявича на указанный земельный участок.
Также суд обязал Куртмуллаева Наримана Зиявича возвратить земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль-Дагъ", кадастровый N, в собственность муниципального образования Чистенского сельского поселения Симферопольского района.
В кассационной жалобе ответчик Куртмуллаев Н.З, третье лицо Алиева М.Н, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставят вопрос об отмене апелляционного определения с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции Куртмуллаев Н.З. со своим представителем и представителем третьего лица Алиевой М.Н. - Османов Р.Р. поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании кассационной инстанции старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Пономарева П.Г. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22 мая 2017 года за Алиевой М.Н. зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 12 500 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль Дагъ", категория земли - земли населенных пунктов, рад разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый N, на основании выписки из решения исполкома Чистенского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ N "О передаче бесплатно в частную собственность гражданам Украины земельных участков для строительств и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, для ведения личного подсобного хозяйства, для ведения садоводства, расположенных на территории сельского совета", в которой указано "передать Алиевой М.Н. бесплатно в частную собственность земельный участок площадью 1, 25 га для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся в "адрес", ж/кв. "Ешиль Дагъ".
Как усматривается из письма Администрации Чистенского сельского поселения "адрес" Республики Крым от 17 мая 2017 года N 889/02-12, представленного в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на запрос от 16 мая 2017 года N 23/4821, Администрация Чистенского сельского поселения "адрес" Республики, Крым подтверждает подлинность решения исполкома Чистенского сельского совета от 18 мая 1998 года N 20 в части передачи в собственность земельного участка Алиевой М.Н, расположенного по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль-Дагь", прилагая заверенную его копию и указывая на то, что данное решение изменено и отменено не было.
Согласно письма Архивного отдела (муниципальный архив) Администрации Симферопольского района Республики Крым от 16 июля 2020 года N 490/15-18, от 20 августа 2020 года N 581/15-18 в архивном фонде Чистенского сельского совета и его исполнительного комитета, в материалах протокола заседания исполкома от 18 марта 1998 года данные о предоставлении земельного участка Алиевой М.Н. не значатся.
В письме от 11 сентября 2020 года N 1964/02-24, от 30 сентября 2020 года N 2111/02-24 Администрация Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым указывает на то, что в земельно-кадастровой книге "адрес" сельского поселения земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" ж/кв. "Ешиль-Дагь", площадью 12 500 кв.м, не значится, сведения о собственнике (владельце, пользователе) отсутствуют.
Согласно акта обследования земельного участка с кадастровым номером N, составленного Администрацией Чистенского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым 17 сентября 2020 года, земельный участок не огорожен, строения отсутствуют. Участок расположен в зоне застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки.
25 мая 2017 года Алиева М.Н. земельный участок площадью 12 500 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль Дагъ", кадастровый N, продала Куртмуллаеву Н.З.
08 июня 2017 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за Куртмуллаевым Н.З. было зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 12 500 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль Дагъ", категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый N.
Как усматривается из письма Следственного отдела по Симферопольскому району Главного следственного управления по Республике Крым и г. Севастополю Следственного комитета Российской Федерации от 05 октября 2020 года в производстве следственного отдела находится уголовное дело, возбужденное 27 апреля 2020 года по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вопрос о законности выделения земельного участка площадью 12 500 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", ж/кв. "Ешиль Дагъ", кадастровый N, является предметом расследования по указанному уголовному делу, процессуальное решение по данному факту не принято.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковыхтребований, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст.ст.10, 12, 200, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 12Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "Опринятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании всоставе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым игорода федерального значения Севастополя", пришел к выводу о том, чтонадлежащих и допустимых доказательств, бесспорно свидетельствующихо том, что решение исполкома Чистенского сельского совета от 18 марта1998 года N 20 "О передаче бесплатно в частную собственностьгражданам Украины земельных участков для строительства иобслуживания жилого дома, хозяйственных построек, для ведения личногоподсобного хозяйства, для ведения садоводства, расположенных натерритории сельского совета" в отношении Алиевой М.Н. не принималось, а представленная ей в Государственный комитет по государственнойрегистрации и кадастру Республики Крым выписка из этого решенияявляется подложным документом, суду не представлено.
Отменяя вышеуказанное решение суда, суд апелляционной инстанции указал, что постановка спорного земельного участка на кадастровый учет, присвоение ему кадастрового номера и регистрация права собственности за Алиевой М.Н, произведены на основании ничтожного решения, в том числе, принятого в отсутствие полномочий компетентного органа в нарушение требований действующего законодательства. Поскольку в результате ничтожного ненормативного акта, вынесенного в пользу Алиевой М.Н, в последующем право собственности на спорный земельный участок перешло к Куртмуллаеву Н.З. на основании договора купли-продажи, данная сделка является также ничтожной, как нарушающая публичный порядок. Тот факт, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий Алиевой М.Н. на праве собственности, поставлен на государственный кадастровый учет, с последующим отчуждением его в пользу Куртмуллаева Н.З. не является доказательством того, что последний является добросовестным приобретателем земельного участка, поскольку материалы дела не содержат доказательств о формировании земельного участка до 22.05.2017 г. и невозможности не знать об этих обстоятельствах Куртмуллаевым Н.З, в связи с чем, суд счел возможным исковые требования прокурора удовлетворить.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
При рассмотрении гражданского дела суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что спорные правоотношения сторон возникли до 18 марта 2014 года, в связи с чем правомерно применять к ним соответствующие нормы материального права Украины, что не противоречит требованиям ч. 3 ст. 1 ГПК РФ и ст. 4 ГК РФ, а также принципу правовой определенности.
На момент принятия данного решения вопросы возникновения и прекращения права собственности на земельный участок на территории Республики Крым регулировались Земельным кодексом Украины от 18 декабря 1990 г. в редакции от 22 июня 1993 года (далее - ЗК Украины 1990 г.), а также Декретом Кабинета Министров Украины "О приватизации земельных участков" от 26 декабря 1992 г. (далее - Декрет).
Согласно статье 1 Декрета сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов обязывались обеспечить в течение 1993 года передачу гражданам Украины в частную собственность земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины.
Статьей 3 Декрета предусмотрено, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 этого Декрета, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чем делается запись в земельно-кадастровых документах с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 9 ЗК Украины 1990 г. передача земельных участков в собственность, предоставление их в пользования, в том числе на условиях аренды в порядке, установленном статьями 17 и 19 настоящего Кодекса, регистрация права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли в области регулирования земельных отношений на их территории относились к ведению сельских, поселковых и городских районного подчинения Советов народных депутатов.
Частью 2 статьи 3 ЗК Украины 1990 г. было также предусмотрено, что Советы народных депутатов распоряжаются землей, которые в пределах своей компетенции передают земли в собственность или предоставляют их в пользование.
Полномочия по передаче, предоставлению и изъятию земельных участков местные Советы народных депутатов могут передавать соответственно органам государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления (ч. 3 ст. 3 ЗК Украины 1990 г.).
Право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, которые издаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов (ч. 1 ст. 23 ЗК Украины 1990 г.)
В то же время, пунктом 6 Декрета действие статьи 23 ЗК Украины было приостановлено.
В связи с этим право собственности граждан на земельные участки, переданные в собственность, с учетом предписаний пункта 6 Декрета, возникало на основании решения соответствующего Совета народных депутатов без получения государственного акта.
21 мая 1997 г. Верховной Радой Украины был принят Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине", который вступил в силу 12 июня 1997 г. и в котором было установлено, что исключительно на пленарных заседаниях поселковых, городских советов решаются вопросы регулирования земельных отношений.
В соответствии со ст. 17 Земельного кодекса Украины 1990 года, передача земельных участков в коллективную и частную собственность производится Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
Граждане, заинтересованные в передаче им в собственность земельных участков из земель запаса, подают заявление об этом в сельский, поселкового, городского, а в случае отказа - в районную, городскую, в административном подчинении которой есть район, Совета народных депутатов по месту расположения земельного участка.
Соответствующий Совет народных депутатов рассматривает заявление и в случае согласия передать земельный участок в собственность гражданину заказывает землеустроительной организации разработку проекта его отвода. Проект отвода земельного участка согласовывается с сельской (поселковой) Советом народных депутатов, с районными (городскими) землеустроительным, природоохранным и санитарным органами, органом архитектуры и подается в районный (городской) Совет народных депутатов для принятия решения о передаче гражданину земельного участка в собственность.
Предоставление земельных участков в пользование на момент принятия решения устанавливалось ст. 19 ЗК Украины 1990 года.
Статьей 22 Земельного кодекса Украины 1990 года предусматривалось, что право собственности на землю или право пользования предоставленным земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право. Приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или право пользования землей, запрещается.
Документы, удостоверяющие право на земельный участок, определялись ст. 23 ЗК Украины (1990 года), в соответствии с которой, право собственности или право постоянного пользования землёй удостоверяется государственными актами, которые выдаются и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
При этом, действие ст. 23 ЗК Украины (1990 года) было приостановлено в отношении собственников земельных участков, определенных Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.1992 г. N15-92 "О приватизации земельных участков".
Пунктом 3 указанного Декрета установлено, что право частной собственности граждан на земельные участки, переданные им для целей, предусмотренных статьей 1 настоящего Декрета, а именно: ведение личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, удостоверяется соответствующим Советом народных депутатов, о чём делается запись в земельнокадастровых документах, с последующей выдачей государственного акта на право частной собственности на землю.
Согласно ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Соответственно, исходя из вышеперечисленных норм законодательства, суд апелляционной инстанции верно сделал вывод о том, что при проверке законности возникновения права собственности у Алиевой М.Н, решение исполкома Чистенского сельского совета от 18 марта 1998 года N 20 является ничтожным, вынесенным некомпетеным на это органом власти, так как сведения о данном земельном участке в земельно-кадастровых книгах сельского поселения, генеральном плане, отсутствуют. Также оригиналы решений исполкома Чистенского сельского совета от 18.03.1998 г. N20 не содержат сведения о предоставлении в собственность Алиевой М.Н. земельного участка.
Таким образом, постановка спорного земельного участка присвоение ему кадастрового номера и регистрация права собственности за Алиевой М.Н, произведены на основании ничтожного решения, в том числе, принятого в отсутствие полномочий компетентного органа в нарушение требований действующего законодательства.
Кроме того, выводы суда о том, что ответчик Куртмуллаев Н.З. не может быть добросовестным приобретателем спорного земельного участка, обоснованы и законны, так как при рассмотрении гражданского дела было установлено, что право собственности продавца по договору купли-продажи Алиевой М.Н. является ничтожным, возникшим на основании незаконного правоустанавливающего документа, в связи с чем удовлетворенные требования прокурора о прекращении права собственности Куртмуллаева Н.З. являются обоснованными.
Таким образом, доводы ответчика Куртмуллаева Н.З. и третьего лица Алиевой М.Н. о том, что апелляционное определение вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, не обоснованы и не подтверждаются материалами гражданского дела.
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что без выяснения правомерности выданного решения исполкома Чистенского сельского совета от 18 марта 1998 года N 20, как правоустанавливающего документа, невозможно установить законность возникновения зарегистрированного права собственности Алиевой М.Н. и в последующем Куртмуллаева Н.З.
Таким образом, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения доводов кассационной жалобы истца и третьего лица.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебной апелляционной инстанции, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемое судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 03 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Е.В. Иванова
И.Э. Косарев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.