Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дурневой С. Н, судей Мельникова В.А, Песоцкого В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области на решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июля 2021 года по гражданскому делу по иску Гайдукова Алексея Алексеевича, Гайдуковой Анастасии Сергеевны к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа молодой семье стать участником муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы", признании права на участие в муниципальной программе, включении в состав участников муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы"
заслушав доклад судьи Дурневой С.Н, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Гайдуков А.А, Гайдукова А.С. обратились с иском к администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным отказа молодой семье стать участником муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы", признании права на участие в муниципальной программе, включении в состав участников муниципальной программы.
Решением Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 марта 2021 года исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июля 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции, указывая, что договор долевого строительства по объекту - "адрес", представленный истцами, не содержит условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Полагает, что в настоящее время не имеется оснований для признания истцов нуждающимися в жилом помещении ввиду передачи им квартиры 28.01.2021 года по акту приема-передачи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуально кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела отсутствуют.
При рассмотрении дела судами установлено, из материалов дела, семья Гайдуковых на основании постановления N 75 администрации Новожизненского сельского поселения администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области от 2 ноября 2020 года признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 5 октября 2020 года как молодая семья в составе: Гайдуков А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга - Гайдукова А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
5 ноября 2020 года Гайдуков А.А. обратился в администрацию Городищенского муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении молодой семьи в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами Российской Федерации".
В ответ на поступившее заявление Гайдукова А.А. администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области информационным письмом от 6 ноября 2020 года N 637 сообщила о том, что Гайдуковым А.А. были предоставлены документы в соответствии с пунктом 18 Правил, а именно отвечающие цели использования социальной выплаты, согласно подпунктами "а"-"д", "ж" и "з" вышеуказанного пункта 2 настоящих Правил. Поскольку семья Гайдуковых участвует в долевом строительстве, с целью использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 Правил, необходимо представить документы в соответствии с пунктом 19 указанных Правил.
Во исполнение указанного запроса истцом был предоставлен договор цессии N к договору N участия в долевом строительстве от 27 июня 2017 года, заключенный 20 октября 2020 года между ООО "Прозелит-строй" (цедент) и Гайдуковым А.А, Гайдуковой А.С. (цессионарии), зарегистрированный в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно п. 2.1 указанного договора цедент уступает, а цессионарии принимают на себя права (требования) и обязанности, принадлежащие цеденту, как участнику долевого строительства, на основании основного договора, согласно которому застройщик обязуется построить дом и после ввода в эксплуатацию передать, а цедент обязуется оплатить и принять квартиру N, этаж 11, комнат - 1, площадь 37, 9 кв. м, площадь лоджии- 4, 2 кв. м.
Цессионарии обязуются уплатить обусловленную договором цену за счет собственных и кредитных средств, предоставляемых Гайдукову А.А. банком ВТБ (ПАО) по кредитному договору.
Цедент подтверждает, что им выполнены обязательства перед Застройщиком по оплате цены Основного договора в отношении вышеуказанной квартиры (п. 4.2 договора от 20 октября 2020 года), что подтверждается справкой N застройщика ООО "Кайлас", выданной ООО "Прозелит-строй" от 22 июля 2020 года.
27 июня 2017 года между ООО "Кайлас" (застройщик) и ООО "Прозелит-строй" (участник долевого строительства) заключен договор N участия в долевом строительстве.
На основании протокола N жилищной комиссии администрации Городищенского муниципального района от 13 ноября 2020 года принято решение об отказе молодой семье Гайдукова А.А, составом семьи из двух человек, в признании стать участницей муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы" Городищенского муниципального района, поскольку при рассмотрении документов установлено, что объект долевого строительства - "адрес", не содержит условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, установленных пунктом 5 части 4 статьи 4 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", а именно: а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд; б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона", а значит не отвечает требованиям Правил.
Уведомлением от 17 ноября 2020 года отдел по культуре, социальной и молодежной политике и спорту администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Гайдукову А.А. сообщено об отказе в признании семьи Гайдукова А.А. и Гайдуковой А.С. стать участницей муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы".
Заключением Инспекции Государственного строительного надзора Волгоградской области (Облстройнадзор) от 05 июля 2019 года "О степени готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство" установлено, что "Совокупность указанных обстоятельства в соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации "Представляет застройщику объекта ООО "Кайлас", право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года".
Объект сдан в эксплуатацию, квартира N, по адресу: "адрес" передана Гайдуковым по акту приема-передачи от 28 января 2021 года.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями пунктов 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2020 года N 1042 "О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, утверждённых постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 года за N 46-п в рамках реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы" в Городищенском муниципальном районе и исходили из того, что на дату заключения основного договора долевого участия 27 июня 2017 года, в редакции закона, действующей на момент заключения основного договора, указанные нормы, устанавливающие необходимость содержания в договоре участия в долевом строительстве содержать условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, одним из которых является размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьи 15.4 Закона N 214-ФЗ, отсутствовали и не могли быть отражены в указанном договоре, а также из факта заключения договора цессии и передаче по нему денежных средств не застройщику, а непосредственно первому участнику долевого строительства по основному договору ООО "Прозелит-строй", в связи с чем пришли к выводу наличии оснований для удовлетворения исковых
требований.
С указанным выводом и его правовым обоснование соглашается судебная коллегия по гражданским делам исходя из следующего.
Во исполнение указанных предписаний в ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действующей на момент исключения истца из числа участников Подпрограммы), участником Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 названных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2020 года N 1042 "О внесении изменений в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", внесены изменения, которые вносятся в особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Аналогичные Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование на региональном уровне утверждены постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 года за N 46-п в рамках реализации подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" государственной программы Волгоградской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Волгоградской области", муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2020-2022 годы" в Городищенском муниципальном районе.
Право молодой семьи на получение за счет средств бюджета социальной выплаты удостоверяется именным свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, выдаваемым по типовой форме на основании заявления молодой семьи о включении ее в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей по названной выше Программе, которое не является ценной бумагой (пункт 3).
Для участия в мероприятии в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "е" пункта 2 Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых установлен пунктом 19 Правил.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" договор участия в долевом строительстве должен содержать условия привлечения денежных средств участников долевого строительства, одним из которых является размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьи 15.4 Закона N 214-ФЗ.
Вышеназванная норма введена в действие Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поскольку на дату заключения основного договора долевого участия 27 июня 2017 года, в редакции закона, действующей на момент заключения основного договора, указанные нормы отсутствовали, судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что указанные сведения не могли быть отражены в указанном договоре.
В соответствии с частью 1.2 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в частности, при условии размещения денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 Закона N 214-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ в целях привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости путем размещения таких средств на счетах эскроу все участники долевого строительства в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке в соответствии со статьей 15.5 настоящего Федерального закона (далее - счет эскроу).
По смыслу части 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 N 478-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не требуется использование эскроу счетов по договорам участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирных домов, которые соответствуют установленным Правительством РФ критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве.
Заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договора участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу ООО "КАЙЛАС" размещены на сайте ЕИСЖС.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что в данном конкретном случае был заключен договор цессии и денежные средства по договору были уплачены не застройщику, а непосредственно первому участнику долевого строительства по основному договору ООО "Прозелит-строй" (цедент по договору цессии); наличие или отсутствие у застройщика счета эскроу (специальный счет, открываемый в банке, на котором замораживаются деньги дольщика на период строительства дома) в настоящем случае значения не имеет; стороны договора уступки прав требований не являются лицом, привлекающим денежные средства.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии расчетов по договору участия в долевом строительстве со специального счета эскроу, о невозможности признания истцов нуждающимися в жилых помещениях ввиду передачи им квартиру по акту приема-передачи не могут повлечь отмену по существу правильных решений, указанным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка в суде апелляционной инстанции. Судами учтено, что семья Гайдуковых на момент признания участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, оснований для иной оценки указанных доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание приведенных выводов судов относительно установленных ими фактических обстоятельств дела, во внимание не принимаются, поскольку несогласие с результатами оценки доказательств, произведенной судами первой и апелляционной инстанций, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Вопреки утверждениям подателя жалобы, судом апелляционной инстанции дана правовая оценка всей доказательственной базе с соблюдением правил оценки доказательств, правильно распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств и суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию истца, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом, но имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, не опровергают выводов судов, а выражают несогласие с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, надлежащим образом исследованных судом и оцененных с учетом правил статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы сводятся к формальным соображениям, обстоятельствам, не имеющим юридического значения для настоящего дела, и фактически выражают другую точку зрения заявителя на то, как должно было быть рассмотрено дело.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Из материалов дела не следует, что основополагающие принципы правосудия, указанные выше, были нарушены судом первой и апелляционной инстанции.
Поскольку ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в ее удовлетворении надлежит отказать.
руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 30 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий \
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.