Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Бетрозовой Н.В. и Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еремина Е.П, к Управлению федеральной налоговой службы России по г. Севастополю о взыскании невыплаченных при увольнении денежных сумм, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя Ереминой Е.П. - Качмар Г.Г, судебная коллегия
установила:
Еремина Е.П. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной налоговой службы России по г. Севастополю (далее ? УФНС России по г. Севастополю) о перерасчете выплаченных сумм и возмещении морального вреда, в связи с увольнением с должности государственной гражданской службы заместителя начальника отдела выездных проверок в Межрайонной инспекции ФНС N 1 по г. Севастополю. С учетом уточнения исковых требований просила взыскать сумму недоплаты компенсации при увольнении в размере 295 381, 72 рубль, из которых налог на доходы физических лиц - 9 600 рублей, к выдаче на руки - 285 781, 72 рублей; сумму недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в сумме 101 177, 96 рублей, из которой налог на доходы физических лиц - 13 153 рубля, к выдаче на руки - 88 024, 96 рублей; компенсацию в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в сумме 12 044, 06 рубля, 20 000 рублей - компенсацию морального вреда. Всего просит взыскать 428 603, 74 рубля, из которых налог на доход физических лиц - 22 753 рубля, к выдаче на руки - 405 850, 74 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2021 года исковые требования Ереминой Е.П. удовлетворены частично.
С УФНС России по г. Севастополю в пользу Ереминой Е.П. взыскана сумма недоплаты компенсации при увольнении в размере 295 381, 72 рубль, из которых налог на доходы физических лиц - 9 600 рублей, сумма недоплаты компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году в сумме 101 177, 96 рублей, из которой налог на доходы физических лиц составляет 13 153 рубля; компенсацию в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в сумме 12 044, 06 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июля 2021 года решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель УФНС России по г..Севастополю просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что дополнительное материальное стимулирование (к которому относится и единовременная премия сверх установленного фонда оплаты труда и средства материального стимулирования государственных гражданских служащих) не является дополнительной выплатой в рамках части 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункта 2 Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н и не относится к составным частям денежного содержания государственного служащего. Нормы права, устанавливающие осуществление материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. При исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ и пунктом 2 Правил N562, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562.
Поскольку, в данном случае денежные средства за счет средств дополнительного финансирования сверх установленного фонда оплаты труда выплачивались не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий, а в форме иной выплаты, то основания для их учета при исчислении денежного содержания федерального государственного гражданского служащего отсутствуют, налоговым органом данная выплата также не учитывалось при исчислении денежного содержания. В связи с чем, отсутствуют основания пересчета и доплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2020 году с учетом сумм единовременной премии сверх установленного фонда оплаты труда и средств материального стимулирования государственных гражданских служащих. Полагает, что требование о взыскании компенсации морального вреда, в связи с необоснованностью, также не подлежит удовлетворению.
В судебном заседании, представитель истца - Качмар Г.Г. просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что Еремина Е.П. с 21 ноября 2018 года походила государственную гражданскую службу Российской Федерации в Межрайонной инспекции ФНС N 1 по г. Севастополю (служебный контракт N).
С 23 ноября 2020 года ИФНС России по Гагаринскому району г. Севастополя, Межрайонная ИФНС России N1 по г. Севастополю, ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя прекратили свою деятельность при реорганизации путем присоединения к Управлению ФНС по г. Севастополю.
Приказом УФНС по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N Еремина Е.П. ДД.ММ.ГГГГ освобождена от замещаемой должности гражданской службы - заместителя начальника отдела выездных проверок Межрайонной инспекции ФНС N1 по г. Севастополю с расторжением служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ N и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в рамках мероприятий по реорганизации Инспекции.
В связи с увольнением истцу работодателем (ответчик) начислена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания государственных гражданских служащих в размере 258 133, 56 рублей.
Установлено, что при расчете указанной компенсации и отпускных УФНС по г. Севастополю в денежное содержание гражданского служащего не учитывалась 1/12 размера единовременной премии сверх установленного фонда оплаты труда и средств материального стимулирования государственных гражданских служащих.
В декабре 2020 года Еремина Е.П. обратилась в УФНС по г. Севастополю с заявлением о перерасчете компенсации и отпускных с учетом указанных стимулирующих выплат.
В ответе на заявление истца ответчик указал на отсутствие оснований для перерасчета, так как из буквального толкования положений Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Данные обстоятельства послужили основанием обращения истца в суд.
Разрешая настоящий спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 21, 22, 136, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 года N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 года N238-7", исходил из того, что вышеуказанные выплаты, полученные истцом в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении денежного содержания на период отпуска и компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает данные выводы судов правильными, соответствующими установленным обстоятельствам дела, существенных нарушений при применении норм материального и процессуального права судами нижестоящих инстанций не допущено.
В соответствии с положениями части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен частью 5 данной статьи указанного закона.
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть 3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила N 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N 562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N 562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 года N 283-14 и от 17 февраля 2020 года N 168-8 в 2019 году и 2020 году предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных за 2020 год ответчиком не учтены суммы материального стимулирования, выплаченные Ерминой Е.П. за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы кассационной жалобы УФНС по г. Севастополю о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Ссылка заявителя жалобы о неправомерном взыскании компенсации морального вреда, отклоняется, поскольку, установив нарушение прав истца как работника, суды обоснованно взыскали в её пользу компенсацию морального вреда, с учётом характера допущенных нарушений работодателем, а также требований разумности и справедливости, определив ее размер в сумме 5 000 рублей.
В целом, все доводы заявителя приводились при рассмотрении дела, были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленных судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 5 июля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы России по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.