Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Жогина О.В, Яковлева А.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюковой ФИО11 к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения, Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании зарегистрированных прав собственности на квартиру, по кассационной жалобе Костюковой ФИО12 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Костюкова С.В. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента жилищного обеспечения, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании зарегистрированных прав собственности на квартиру, просила признать право собственности, зарегистрированное за Российской Федерацией, а также право оперативного управления, зарегистрированное за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, в отношении квартиры, расположенной по адресу: "адрес" отсутствующими; обязать межмуниципальный отдел по г. Армавиру и Новокубанскому району Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать в ЕГРН запись о регистрации права собственности N N-1 от 26 июня 2020 года и запись о регистрации права оперативного управления N23 N-2 от 26 июня 2020 года.
В обоснование исковых требований истица указала, что названная выше квартира приобретена на основании договора купли-продажи от 12 марта 1996 года на имя супруга истицы Костюкова В.В. у гражданина Фельде В.А, право собственности которого подтверждалось договором на передачу квартиры в собственность от 3 марта 1993 года и справкой БТИ города Армавира от 6 марта 1996 года. В Управлении Росреестра право собственности на квартиру на имя Костюкова В.В. зарегистрировано не было, 5 декабря 2018 года Костюков В.В. умер.
При оформлении наследственных прав Костюкова С.В. поставила квартиру на государственный кадастровый учет с кадастровым номером N, на указанный момент зарегистрированных прав на квартиру не имелось.
В 2020 году Костюкова С.В. получила свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов и о праве на наследство по закону.
2 декабря 2020 года Костюкова С.В. обратилась с заявлением о регистрации права собственности на указанную квартиру, однако государственная регистрация права была приостановлена, поскольку при проведении правовой экспертизы установлены противоречия между заявленными истицей правами и уже ранее зарегистрированными, то есть в ЕГРН уже содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности на спорную квартиру за Российской Федерацией, а также о зарегистрированном праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Утверждая, что данные записи в ЕГРН препятствуют истице в регистрации перехода права собственности на имущество, полученное по наследству после смерти ее супруга, Костюкова С.В. обратилась за разрешением спора в судебном порядке.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 5 февраля 2021 года исковые требования Костюковой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента казенного жилищного обеспечения, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены.
Суд признал зарегистрированное за Российской Федерацией право собственности и зарегистрированное за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ право оперативного управления в отношении квартиры по адресу: г. "адрес", отсутствующими.
Этим же решением суд обязал межмуниципальный отдел по городу Армавиру и Новокубанскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю аннулировать в ЕГРН запись о регистрации права собственности Российской Федерации N N от 26 июня 2020 года и запись о регистрации права оперативного управления ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ N N-2 от 26 июня 2020 года и произвести государственную регистрацию права собственности за Костюковой С.В. на квартиру, расположенную по адресу: г. Армавир, ул. Советской Армии, 218, кв. 4 на основании свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов от 2 декабря 2020 года и о праве на наследство по закону, выданных нотариусом Армавирского нотариального округа Бадаян А.Т.
Определением суда апелляционной инстанции от 17 июня 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица привлекла Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 5 февраля 2021 года отменено, принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Костюковой С.В. отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Косяченко А.В, представляющего интересы Костюковой С.В. на основании доверенности от 4 октября 2021 года, и поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Костюкова С.В. являлась супругой Костюкова В.В, умершего 25 июля 2018 года, что подтверждается свидетельством о смерти V-АГ N738104, выданным отделом ЗАГС г. Армавира 13 декабря 2018 года.
После смерти Костюкова В.В. открылось наследство на принадлежащее ему недвижимое имущество, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: г "адрес".
Данная квартира приобретена супругами Костюковыми в период брака (и оформлена на имя Костюкова В.В.) на основании договора купли-продажи от 12 марта 1996 года у гражданина Фельде В.А. Договор купли-продажи квартиры совершен в письменной форме и 26 марта 1996 года зарегистрирован в БТИ (л.д.14).
Право собственности Фельде В.А. возникло на основании договора на передачу квартиры в частную собственность N 4-1490 от 3 марта 1993 года - в порядке приватизации в соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Право собственности Фельде В.А. на приобретаемое жилое помещение возникло с момента регистрации договора передачи в собственность в БТИ. Квартира передавалась в порядке приватизации в собственность Фельде В.А. уполномоченным юридическим лицом - ФГУ "Ставропольская КЭЧ района" МО РФ, которое действовало с 22 февраля 1977 года.
24 августа 2011 года ФГУ "Ставропольская КЭЧ района" ликвидировано по причине прекращения деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, основным видом деятельности которого является управление имуществом, находящимся в государственной собственности.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции установил, что многоквартирный дом N218 по ул. Советской Армии в г. Армавире закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Право собственности Российской Федерации на спорную квартиру зарегистрировано 26 июня 2020 года на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В этом же порядке и на основании Приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от 26 июня 2020 года зарегистрировано право оперативного управления в отношении спорной квартиры за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Суд апелляционной инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, сослался на отсутствие оснований для их удовлетворения ввиду наличия зарегистрированного права собственности на спорное имущество за Российской Федерацией и права оперативного управления за ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает такие выводы ошибочными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса РСФСР действующей на момент приватизации (утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 года, ред. от 24 февраля 1992 года) право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Согласно статье 7 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. от 23 декабря 1992 года, действующей на момент приватизации) передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
Регистрация договоров (купли-продажи, приватизации и т.д.) была отнесена к функции органов местной администрации в лице БТИ г. Армавира.
Согласно пункту 2 статьи 4 ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ с момента вступления его в силу и до создания системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество такая государственная регистрация проводилась органами, на которые она была возложена.
При указанных обстоятельствах, после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ регистрации подлежали сделки в федеральном органе в области государственной регистрации, совершенные с 2000 года. При этом ранее проведенная регистрация прав и сделок сохраняла свою юридическую силу.
В силу статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Требования Костюковой С.В, по существу, сводятся к подтверждению права собственности на спорную квартиру, возникшего у неё и у Костюкова В.В. на основании договора купли-продажи, заключенного до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) и незарегистрированного в установленном данным законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей.
Правило о действительности ранее возникших, но не зарегистрированных прав сохранено положениями статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 1 января 2017 года.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 58, 59 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Таким образом, в силу приведенных законоположений и разъяснений высших судебных инстанций Костюкова С.В. в рассматриваемой ситуации вправе обратиться с иском о признании права собственности на спорную квартиру, а отказ ей в иске по тем основаниям, что право собственности на квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией, не основан на законе.
В предмет доказывания по иску о признании права собственности входит установление оснований возникновения права истца, предусмотренных действующим законодательством.
Удовлетворяя такой иск, суд лишь подтверждает ранее возникшее по установленным законом основаниям право собственности.
При указанных обстоятельствах имеются основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 22 июля 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.