Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Егоровой Е.С. и Мартыновой Н.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Волгоградского гарнизона в интересах ФИО3, ФИО2 к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области" на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснение прокурора Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия
установила:
Заместитель военного прокурора Волгоградского гарнизона обратился в суд в интересах ФИО3, ФИО2 с вышеназванным иском к ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области". Свои требования мотивирует тем, что 01.07.2019г. в Военном комиссариате Волгоградской области назначена и выплачивается Горочкиной С.А, а также на несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения пенсия по случаю потери кормильца - супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. Военнослужащий ФИО2 имел статус ветерана боевых действий. Со дня назначения пенсии ФИО3 и ФИО2, ответчик выплачивал ее без учета повышения, предусмотренного п. г. ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1, до 31.07.2020г. Перерасчет за последние 12 месяцев приобретения права на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения не производился. 13.05.2021г. по результатам рассмотрения запроса военной прокуратуры Волгоградского гарнизона об установлении ФИО3 и ФИО2 пенсии с учетом повышения на 32%, предусмотренного п. г ст. 45 Закона, дан ответ, которым фактически отказано в установлении указанной пенсии с учетом повышения. В связи с изложенным, с учетом положений ст. 55 Закона, перерасчет размера пенсии за 12 месяцев подлежит за период, предшествующий 13.05.2021г.
В связи с этим просил суд признать за ФИО3 и ФИО2 право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. г. ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г N4468-1 с 01.07.2019г. Обязать ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" произвести перерасчет и выплату ФИО3 и ФИО2 пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% предусмотренного п. г. ст. 45, абз. 5 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993г N 4468-1 с 13.05.2020г. по 31.07.2020г.
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2021 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал за ФИО3 и ФИО2 право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 и возложил на ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" обязанность произвести перерасчет и выплату ФИО3 и ФИО2 пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32%, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1, за период с 13.05.2020г. по 31, 07.2020г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что ФИО3, ФИО2 ни к одной из указанных в судебных актах категорий не относятся, предусмотренные ст. 45 данного Закона повышения пенсии по случаю потери кормильца имели исключительно адресное предназначение и устанавливались только к пенсиям, назначенным лицам, которым с учётом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы установлен статус - ветеран боевых действий, следовательно, у ФИО3, ФИО2, отсутствует право на получении пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренного п. "г" ст. 45 данного Закона.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Шаповалову О.Ю, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истец ФИО3 и ее несовершеннолетний сын ФИО2 с 01.07.2019г являются получателями пенсии по случаю потери кормильца - военнослужащего - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
Военнослужащий ФИО3 принимал непосредственное участие в боевых действиях и относился к ветеранам боевых действий.
Как члены семьи погибшего военнослужащего ФИО3 и ФИО2 с 01 июля 2019 г. получают пенсию по случаю потери кормильца, что подтверждается соответствующей справкой военного комиссариата.
Ответчик выплачивал пенсию без учета повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, перерасчет за последние 12 месяцев со дня приобретения права на перерасчет пенсии в сторону увеличения не производил.
13 мая 2021 г. по результатам рассмотрения запроса военной прокуратуры Волгоградского гарнизона об установлении ФИО3 и ФИО2 пенсии с учетом повышения на 32 %, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, ответчиком был дан ответ, согласно которому, в установлении пенсии с учетом повышения, отказано.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исходил из того, что повышение пенсии, предусмотренное пунктом "г" части 1 статьи 45 указанного Закона, производится не только лицам, являющимися ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем признал отказ пенсионного органа в перерасчете пенсии истца с 1 марта 2017 г. незаконным.
Суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой и апелляционной инстанций об удовлетворении иска, полагая, что данные выводы основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, регулируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее также Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
Согласно части 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу требований пункта "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "ж" и "и" Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части 1 статьи 46 указанного Закона.
В соответствии со статьей 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсий.
По мнению суда кассационной инстанции, судами дано правильное толкование приведенным выше нормативным положениям, согласно которому субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 - нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего; при этом повышение размера пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Поскольку истец имеет право на получение пенсии по потери кормильца, который отнесен к категории ветерана боевых действий, она также имеет право на повышение пенсии в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ, действовавшей с 1 января 2008 г.), с даты назначения пенсии - с 1 марта 2017 г.
Доводы военного комиссариата, что право на получение спорной выплаты истец приобрела с 31 июля 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ, которым внесены изменения в статью 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанции, однако отклонены, как не подтверждающие правомерность позиции ответчика, при этом оснований не согласиться с приведенными в судебных актах мотивами отклонения указанных доводов судебная коллегия не усматривает.
Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ внесены изменения в статью 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, вступившие в силу 31 июля 2020 г, согласно которым в случае смерти (гибели) лиц, указанных в части первой статьи 45 настоящего Закона, из числа лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, до назначения им пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности либо получателей пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, которые выплачивались с учетом повышений в соответствии со статьей 45 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца каждому нетрудоспособному члену семьи, имеющему на нее право, назначается с учетом этих повышений. В случае, если кормилец относился к лицам, указанным в пунктах "а" - "в" настоящего Закона, повышение к пенсии по случаю потери кормильца устанавливается исходя из ее размера.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя, полагая доводы жалобы основанными на неправильном применении положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
При таких обстоятельствах, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.