Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г, судей Мартыновой Н.Н. и Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кармановича А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе включить периоды работы в специальный страховой стаж, обязании включить периоды работы в специальный страховой стаж, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Кармановича А.В. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 1 апреля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, судебная коллегия
установила:
Карманович А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что 25.11.2019г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Решением комиссии Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г..Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) N 190 от 02.12.2019 г..ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. При этом, в его специальный трудовой стаж ответчик не включил периоды его работы: с 21.10.1993г. по 25.04.2005г. в должности пожарного 43 ПЧ 9 ОПО УВД по Ростовской области, с 12.02.2008г. по 31.12.2008г. в должности пожарного ФГУ "14 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области", с 01.01.2009 г..по 31.12.2012 г..в должности пожарного ГУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области", с 01.04.2015г. по 30.06.2015 г..в должности пожарного ФГКУ "4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области". Свой отказ ответчик мотивировал тем, что отсутствует документальное подтверждение специального стажа. С указанным решением ответчика истец не согласен. Государственная противопожарная служба МВД РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ на основании Указа Президента РФ от 09.11.2001г. N1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". Право на досрочное назначение пенсии имеют лица, работавшие в должностях государственной федеральной противопожарной службы.
Поскольку должность пожарного, которую он занимал в спорные периоды, будучи сотрудником органов внутренних дел, а также, будучи сотрудником федерального органа противопожарной службы включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002г. N 437, то спорные периоды должны быть зачтены в его специальный стаж.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Карманович А.В. просил суд признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) N 190 от 02.12.2019 г. в части отказа включить в специальный страховой стаж периоды его работы незаконным, просил обязать ответчика включить в его специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, периоды его работы: с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного 43 ПЧ 9 ОПО УВД Ростовской области, с 12.02.2008 г. по 31.12.2008 г. в должности пожарного ФГУ "14 отряд противопожарной службы МЧС России по Ростовской области", с 01.01.2009 г. по 31.12.2012 г. в должности пожарного ФГУ "14 отряд противопожарной службы МЧС России по Ростовской области" и с 01.04.2015 г. по 30.06.2015 г. в должности пожарного ФГКУ "14 отряд ФПС по Ростовской области", просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1 000 000 руб.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 01 апреля 2021 года исковые требования Кармановича А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе включить периоды работы в специальный страховой стаж, возложении обязанности включить периоды работы в специальный страховой стаж, компенсации морального вреда, - удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) N 190 от 02.12.2019г. в части отказа включить в специальный страховой стаж Кармановича А.В. периоды его работы с 12.02.2008 г. по 31.12.2008 г. в должности пожарного 43 пожарной части ФГУ "14 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области", с 01.01.2009 г. по 31.12.2012 г. в должности пожарного 43 пожарной части ГУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области", с 01.04.2015 г. по 30.06.2015 г. в должности пожарного 43 пожарной части ФГКУ "4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области" и возложил на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) обязанность включить в специальный страховой стаж Кармановича А.В, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии, периоды его работы с 12.02.2008 г. по 31.12.2008 г. в должности пожарного 43 пожарной части ФГУ "14 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области", с 01.01.2009 г. по 31.12.2012 г. в должности пожарного 43 пожарной части ГУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области", с 01.04.2015 г. по 30.06.2015 г. в должности пожарного 43 пожарной части ФГКУ "4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области". В удовлетворении остальной части исковых требований Кармановичу А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года решение Каменского районного суда Ростовской области от 1 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Карманович А.В. просит отменить указанные судебные акты, в части отказа в удовлетворении его требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Считает, что поскольку должность пожарного, которую он занимал в спорный период с 21.10.1993 по 25.04.2005, будучи сотрудником органов внутренних дел, включена в Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N437, то в силу выше приведенных норм права данный период должен быть засчитан в его специальный стаж, учитывая также и то, что посредством прохождения службы в органах внутренних дел реализуются гражданами право на труд.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения спора, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 25.11.2019 г. Карманович А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) N 190 от 02.12.2019 г. Кармановичу А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием документально подтвержденного специального стажа требуемой продолжительности. Согласно указанному решению, ответчик включил в общий страховой стаж истца всего - 28 лет 06 месяцев 02 дня, включил в специальный страховой стаж в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" - 05 лет 09 месяцев 02 дня.
При этом, спорные периоды работы истца: с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного 43 ПЧ 9 ОПО УВД Ростовской области, с 12.02.2008г. по 31.12.2008 г. в должности пожарного 43 пожарной части ФГУ "14 отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области", с 01.01.2009 г. по 31.12.2012 г. в должности пожарного 43 пожарной части ГУ "14 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области", с 01.04.2015 г. а по 30.06.2015 г. в должности пожарного 43 пожарной части ФГКУ "4 отряд Федеральной противопожарной службы по Ростовской области" ответчиком исключены из специального страхового стажа.
Как следует из трудовой книжки N, оформленной на имя Кармановича А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, он в период с 21.10.1993г. по 25.04.2005г. проходил службу в Государственной противопожарной службе, а уволен 25.04.2005г. по п. "а" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по собственному желанию) (приказ N44л/с от 21.10.1993г, приказ N23л/с от 25.04.2005г.)
При этом согласно копии Послужного списка, истец Карманович А.В. имел специальное звание - сержант внутренней службы. Данные сведения также следуют из архивной справкой ГУ МЧС России по Ростовской области от 19.12.2019г, в том числе сведения о реорганизации службы.
Отказывая в удовлетворении требований в оспариваемой части и признавая в этой части решения ответчика обоснованным, суд первой инстанции, руководствуясь подпунктом. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом определения Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 552-0-0, исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, тогда как 43 ПЧ 9 ОПО УВД Ростовской области к ним не относится, в связи с чем, оснований для включения указанного периода службы истца в специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях", не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы жалобы относительно периода работы истца с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного 43 ПЧ 9 ОПО УВД Ростовской области согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца указанного периода основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
В соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 года N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона о пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. в вышеуказанный Федеральный закон были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. "о" п. 1 ст. 12 Закона от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (введен Федеральным законом от 27.12.1995 N 211-ФЗ), действовавшим до 1 января 2002 года, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии со статьями 4 и 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г, пожарная охрана подразделялась на Государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом данный Федеральный закон не ограничивает круг лиц, пользующихся названным правом, в сравнении с ранее действовавшим пенсионным законодательством и не изменяет условия досрочного назначения им трудовой пенсии.
Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются в том числе "пожарный (боец, респираторщик)".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002 года N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Приведенные правовые нормы, регламентировавшие подведомственность Государственной противопожарной службы, служебное положение ее сотрудников, именно как сотрудников органов внутренних дел, и особенности пенсионного обеспечения таких служащих, дают право на включение периодов службы в стаж для досрочного назначения пенсии.
При этом Приказом Минтруда России от 29 марта 2017 года N 328н установлено тождество наименований профессий, а именно: наименования профессии "пожарный-спасатель Государственной противопожарной службы" наименованию профессии "пожарный (боец, респираторщик)", предусмотренному Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437
Как следует из обстоятельств, установленных судами Карманович А.В. в период с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. проходил службу в должности пожарного в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России Государственного учреждения "14 отряд противопожарной службы России по Ростовской области".
С учетом изложенного, судами первой и апелляционной инстанций, постановившими вывод о том, что период службы истца с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России Государственного учреждения "14 отряд противопожарной службы России по Ростовской области" не подлежит включению в специальный стаж в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", не были учтены положения вышеуказанных норм права.
При этом, для принятия решения о наличии либо отсутствии оснований для включения в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы в должности пожарного в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России Государственного учреждения "14 отряд противопожарной службы России по Ростовской области" судам следовало выяснить вопрос воспользовался ли истец правом на назначение пенсии по выслуге лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и подлежит ли он пенсионному обеспечению в соответствии с данным законом, а также вопрос в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила Государственная противопожарная служба в спорный период, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной службы, в том числе, занимаемой истцом должности, поскольку представленные в обоснование заявленных требований и приведенные выше доказательства, не содержат сведений, в том числе о финансировании.
Названные обстоятельства, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций не являлись.
Кроме того, в иске Кармановичем А.В. не ставился вопрос о назначении ему пенсии по выслуге лет, при том, что пенсионное законодательство предусматривает для лиц, являющихся получателями пенсии по выслуге лет в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", также назначение фиксированной выплаты в соответствии с Законом "О страховых пенсиях", при наличии страхового стажа, который не являлся основанием для назначения пенсии по выслуге лет, и не учитывался при назначении пенсии указанного вида.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, указанным доводам ответчика и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам суды первой и апелляционной инстанций, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дали надлежащей правовой оценки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые могут быть исправлены только посредством отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж истца периода службы с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России Государственного учреждения "14 отряд противопожарной службы России по Ростовской области", с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года в части отказа в удовлетворении требований о включении в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода службы с 21.10.1993 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного в Государственной противопожарной службе (МВД) МЧС России Государственного учреждения "14 отряд противопожарной службы России по Ростовской области" отменить, направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 24 июня 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи Н.Н. Мартынова
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.