Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24 января 2022 г. по делу N 16-271/2022-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Кулакова Максима Сергеевича на вступившее в законную силу решение судьи Красноярского краевого суда от 9 сентября 2021г., вынесенное в отношении акционерного общества "ИНК-Красноярск" (далее - АО "ИНК-Красноярск", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Кулакова М.С от 19 марта 2021г, оставленным без изменения решением судьи Кежемского районного суда Красноярского края от 5 июля 2021г, АО "ИНК-Красноярск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200000 рублей.
Решением судьи Красноярского краевого суда от 9 сентября 2021г. вышеуказанные акты должностного лица административного органа и судьи районного суда отменены, производство по делу прекращено на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановление и решение.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо административного органа Кулаков М.С. настаивает на отмене решения судьи Красноярского краевого суда от 9 сентября 2021г, приводя доводы о его незаконности.
АО "ИНК-Красноярск", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом административного органа жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в установленный срок возражения на жалобу не представило.
В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (нормативные акты приведены здесь и далее в редакции, действовавшей на период возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).
Правовое регулирование лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, в том числе санитарных мер, повышения продуктивности лесов и т.п, устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в главе 4 "Воспроизводство лесов и лесоразведение" и актами Правительства РФ.
Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (ст. 62 ЛК РФ).
Из положений ст. 63.1 ЛК РФ следует, что лица, использующие леса в соответствии со ст.ст. 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Допускается использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ).
Согласно п. 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2019г. N 566, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в п. 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - Правила лесовосстановления).
Как следует из материалов дела, по договору аренды от 12 ноября 2018г. N АО "ИНК-Красноярск" переданы для осуществления строительства, реконструкции и использования линейных объектов лесные участки из состава земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, общей площадью "данные изъяты" га на территории Верхнетерянского участкового лесничества Терянского лесничества Богучанского района Красноярского края.
АО "ИНК-Красноярск" министерством лесного хозяйства Красноярского края выдана лесная декларация от 18 марта 2019г. со сроком действия с 28 марта 2019г. по 21 октября 2019г.
7 ноября 2019г. общество обратилось к министерству лесного хозяйства Красноярского края с заявлением о намерении провести работы по лесовосстановлению в соответствии с Правилами лесовосстановления согласно лесной декларации по договору аренды от 12 ноября 2018г. N.
Главным специалистом - государственным инспектором отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным вырубкам министерством лесного хозяйства Красноярского края составлен протокол об административном правонарушении от 9 марта 2021г. по факту бездействия общества в течение года со дня окончания срока действия лесной декларации - 21 октября 2020г, неисполнения им обязанности по лесовосстановлению на земельном участке вышеуказанной территории.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края от 19 марта 2021г. АО "ИНК-Красноярск" признано виновным по ст. 8.27 КоАП РФ, с чем согласился судья Кежемского районного суда Красноярского края.
Отменяя постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, судья краевого суда пришел к выводу о незаконности протокола об административном правонарушении, как составленного неполномочным должностным лицом в нарушение территориальной подведомственности.
С данными выводами судьи краевого суда нет оснований согласиться.
Судьей краевого суда не учтены положения п.1 ч.1 ст. 28.1, ч.1 ст. 28.2, ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ, согласно которым протокол об административном правонарушении составляется по месту непосредственного обнаружения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Тем самым возбуждается дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч.ч. 1, 2 и 3 этой статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых указанным Кодексом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпункты 8, 9 п. 5 ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ устанавливают право должностных лиц государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в лесах и пожарный надзор в лесах составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных определенными статьями названного Кодекса.
Согласно п. 6 Перечня должностных лиц министерства лесного хозяйства Красноярского края, должностных лиц краевого государственного казенного учреждения "Лесная охрана", подведомственного министерству лесного хозяйства Красноярского края, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28 ноября 2016г. N 656-од, главный специалист - государственный инспектор отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ.
Поскольку уполномоченным должностным лицом протокол об административном правонарушении по настоящему делу составлен по месту непосредственного выявления достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, полагать указанный процессуальный документ незаконным не было оснований.
Судья краевого суда необоснованно исключил протокол из числа доказательств, неверно применив ст.ст. 28.1-38.3 КоАП РФ и вышеперечисленные нормы о должностных лицах, уполномоченных на составление протокола об административном правонарушении по ст. 8.27 КоАП РФ, и о месте его составления, а также положения ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ о доказательствах по делу и их оценке.
При таких условиях не имелось оснований для прекращения производства по делу по п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ. Вывод о недоказанности обстоятельств дела сделан преждевременно, без учета описанных выше обстоятельств и требований КоАП РФ о доказательствах.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства дела краевым судом было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
Судьей краевого суда в решении отмечено нарушение должностным лицом административного органа при рассмотрении дела правил территориальной подсудности, с чем нет оснований не согласиться.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению.
В рассматриваемом случае юридическое лицо действует по своему месту нахождения, независимо от того, где и кем осуществлялись (не осуществлялись) фактические действия по лесовосстановлению.
Следовательно, территориальная подсудность такого дела определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность - организованы мероприятия по восстановлению лесов на арендуемых участках.
При таких условиях судья краевого суда пришел к обоснованному выводу, что местом совершения административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, следует считать место нахождения АО "ИНК-Красноярск" согласно его государственной регистрации - пр. Большой Литейный, д. 4 г. Иркутска.
Согласно ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Из чего следует, что в данном случае территориальная подведомственность рассмотрения дела определяется территориальным расположением АО "ИНК-Красноярск", а не местом расположения арендованных земельных участков, на которых не проведены лесовосстановительные работы.
Доводы жалобы заявителя в этой части несостоятельны.
Районным судом не были устранены недостатки, допущенные при вынесении постановления должностным лицом административного органа.
Годичный срок, в течение которого общество обязано было выполнить лесовосстановительные работы, истек 21 октября 2020г.
Учитывая нарушение правил территориальной подсудности рассмотрения дела, оно подлежало направлению на рассмотрение по подведомственности другому административному органу согласно п.5 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, поскольку срок давности привлечения лица, предусмотренный для данной категории дел ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек на день рассмотрения дела краевым судом.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений указанных норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Поскольку установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек на день рассмотрения дела кассационным судом, возможность возвращения дела на новое рассмотрение и возобновления производства по делу исключена.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края Кулакова М.С. удовлетворить частично.
Решение судьи Красноярского краевого суда от 9 сентября 2021г. отменить.
Производство по делу прекратить на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.