Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу начальника межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. на решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 06 декабря 2021 г., вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю от 15 июля 2021 г. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г, оставленным без изменения решением судьи Забайкальского краевого суда от 06 декабря 2021 г, постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.
В жалобе начальник межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Дьяков Р.Н. просит судебные решения отменить, считая их незаконными.
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края принесены возражения на жалобу.
Потерпевший ФИО7 уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче жалобы, в установленный срок возражения не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно протоколу об административном правонарушении, Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в установленный судебным приставом-исполнителем срок - до ДД.ММ.ГГГГ, не исполнило содержащиеся в исполнительном документе (исполнительный лист ФС N) требование неимущественного характера, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а именно: не предоставило ФИО4 благоустроенное, применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Забайкальского края из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения старшим судебным приставом межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю постановления от 15 июля 2021 г. о привлечении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
При проверке законности постановления должностного лица, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, в связи с чем, принял решение об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Такие выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судебные инстанции пришли к выводу о том, что Министерство не имело реальной возможности для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о предоставлении жилого помещения, ввиду отсутствия денежных средств, но при этом приняло все зависящие от него меры.
Однако судами не принято во внимание, что недостаточное финансирование само по себе не является безусловным основанием, исключающим в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ административную ответственность Министерства за совершение вмененного деяния.
Делая выводы об отсутствии в действиях Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края состава административного правонарушения, суд сослался на то, что 28 февраля и 30 марта 2020 г. Министерство обращалось с письмами об увеличении финансирования к министру финансов РФ и в Министерство просвещения РФ; направлены заявки о потребности в предельных объемах финансирования из федерального бюджета, заключено четыре государственных контракта, разрабатывается законопроект для установления дополнительных мер обеспечения жилищных прав детей-сирот, а также План мероприятий по ликвидации накопившейся задолженности; 16 ноября 2020 г. в адрес Президента РФ губернатором Забайкальского края направлено письмо о ежегодном предоставлении Забайкальскому краю дополнительных средств на обеспечение государственных гарантий по обеспечению жильем детей-сирот и об использовании средств федерального бюджета в качестве первоначального взноса установленной кредитором процентной ставки для ипотечного кредитования под 2 % годовых.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что перечисленные выше меры приняты во исполнение конкретного требования неимущественного характера, содержащегося в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Ссылаясь на письма от 28 февраля и 30 марта 2020 г. судами не учтено, что эти письма были направлены до вынесения судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО4, следовательно, они не могли свидетельствовать о принятии Министерством мер, направленных на исполнение указанного судебного акта.
Направление губернатором в адрес Президента РФ письма о ежегодном предоставлении Забайкальскому краю дополнительных средств на обеспечение жильем детей-сирот, не свидетельствует о том, что Министерством приняты меры по исполнению требований исполнительного документа.
Таким образом, выводы судебных инстанций, положенные в основу обжалуемых решений, на материалах дела не основаны.
Данные, указывающие на то, что Министерством приняты должные меры, которые могли бы привести к реальному и своевременному исполнению требования исполнительного документа о предоставлении жилого помещения ФИО4, в материалах данного дела об административном правонарушении отсутствуют.
Из материалов дела не следует, что неисполнение в установленный срок исполнительного документа было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Министерства.
Каких-либо обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о наличии законных оснований для освобождения Министерства от обязанности неукоснительного исполнения вступившего в законную силу судебного акта и содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, из материалов данного дела не усматривается.
Оснований, позволяющих применить положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела судебными инстанциями не установлено.
То обстоятельство, что решением Центрального районного суда г. Читы от 17 февраля 2021 г. Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края освобождено от уплаты исполнительского сбора, не свидетельствует о наличии предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ оснований, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение требований ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о всесторонности, полноте и объективности выяснения обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, изложенные выше обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судебными инстанциями оставлены без должного внимания, что повлияло на исход дела.
Допущенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, носят фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 06 декабря 2021 г, вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Читы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Жалобу начальника межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю Дьякова Р.Н. удовлетворить частично.
Решение судьи Центрального районного суда г. Читы от 15 сентября 2021 г. и решение судьи Забайкальского краевого суда от 06 декабря 2021 г, вынесенные в отношении Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, отменить.
Дело по жалобе защитника Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю от 15 июля 2021 г. направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Читы.
Судья. Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.