Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зыкина С.В.
судей Зориной С.А, Лазаревой О.Н.
с участием
прокурора Клековкиной К.В.
адвоката Гейер Т.Ю.
при секретаре Петросян Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Ибрагимова Иззатжона Одиловича на приговор Советского районного суда г.Красноярска от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 20 октября 2020 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Зыкина С.В, объяснения адвоката Гейер Т.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также мнение прокурора Клековкиной К.В, просившей об отказе в ее удовлетворении, судебная коллегия
установила:
Приговором Советского районного суда г. Красноярска от 10 декабря 2019 года
Ибрагимов Иззатжон Одилович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты", гражданин Республики Узбекистан, не судимый, осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к наказанию в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, при этом в срок отбытия наказания зачтено время содержания Ибрагимова И.О. под стражей в период с 21 октября 2018 года до дня вступления приговора в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 20 октября 2020 года приговор оставлен без изменения.
В кассационной жалобе осужденный Ибрагимов И.О. выражает несогласие с постановленными в отношении него судебными решениями, мотивируя несогласием с квалификацией его действий по ч. 1 ст. 105 УК РФ, полагая что совершенное им преступное деяние должно быть квалифицировано по ч. 4 ст. 111 УК РФ, либо по ст. 107 или ст. 108 или ст. 109 УК РФ, поскольку умысла на причинение смерти потерпевшей у него не имелось, а его действия были обусловлены противоправным поведением последней, ударившей его в область половых органов, а также высказавшей в его адрес оскорбления в унизительной форме. По тем же основаниям выражает несогласие с выводом суда о признании в качестве отягчающего наказание обстоятельства его нахождение в состоянии алкогольного опьянения, обращая внимание на то, что данное состояние не повлияло на его действия, поскольку они были обусловлены поведением самой потерпевшей.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Галстян О.И. просит оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав участников судебного заседания, а также обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
По данному уголовному делу таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Приговором суда Ибрагимов И.О. признан виновным в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку.
Преступление совершено 19 октября 2018 года, в период времени с 18 часов 44 минут до 21 часа 30 минут, в г. Красноярске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Выводы суда о виновности Ибрагимова И.О. в совершении преступления являются правильными, так как подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных по делу доказательств, при этом соответствуют фактическим обстоятельствам совершенного преступления, установленным судом на основании анализа показаний самого осужденного Ибрагимова в части, не противоречащей фактическим обстоятельствам уголовного дела, пояснившего о нанесении им потерпевшей "данные изъяты" множественных ударов руками и ногами по различным частям тела в ответ на ее удар в область паха и допущенные с ее стороны оскорбления, которые его сильно разозлили и унизили. Вина осужденного подтверждается показаниями свидетелей "данные изъяты", которым со слов Ибрагимова стало известно о нанесении им побоев "данные изъяты", а также свидетелей "данные изъяты" и других, чьи показания подробно изложены в приговоре суда.
Вышеуказанные показания согласуются между собой и объективно подтверждаются письменными доказательствами, приведенными в приговоре, в том числе заключением дактилоскопической судебной экспертизы, согласно которого в квартире "данные изъяты" обнаружен след ладони и пальца руки, оставленный осужденным Ибрагимовым; заключением эксперта, согласно которого причиной смерти "данные изъяты" явился травматический шок, развившийся в результате закрытой тупой травмы грудной клетки, сопровождавшийся множественными переломами ребер с повреждением пристеночной плевры и ткани левого легкого с развитием гемопневматоракса, оценивающейся как повреждение, причинившее тяжкий вред здоровью.
Кроме того, на трупе потерпевшей обнаружены и другие телесные повреждения, свидетельствующие о множественности нанесенных ей травматических воздействий, которые произошли от менее чем 25 ударов.
Таким образом, характер и локализация телесных повреждений, их количество и способ нанесения, в том числе в область жизненно-важных органов, а также то обстоятельство, что после совершения преступления Ибрагимов скрылся и никому о случившемся не сообщил, вопреки доводам кассационной жалобы, свидетельствуют о направленности умысла осужденного на убийство, правильно установленного судом.
Совокупность указанных выше, а также других, приведенных в приговоре доказательств, позволили суду прийти к обоснованному выводу о виновности Ибрагимова И.О. в убийстве, то есть умышленном причинении смерти другому человеку, а также о правильности квалификации его действий по ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Оснований для иной квалификации действий осужденного, как об этом ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется. Противоправное поведение потерпевшей, в полной мере учтенное судом при постановлении приговора, само по себе не может служить основанием для переквалификации действий осужденного на иной менее тяжкий состав преступления.
Все доказательства, представленные сторонами, были собраны и исследованы в судебном заседании с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, при этом каждое из них получило правильную правовую оценку в совокупности с другими доказательствами, что надлежащим образом отражено в приговоре. Такая оценка произведена судом в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 75, 87, 88, 307 УПК РФ.
Данное дело органами предварительного следствия расследовано, а судом первой инстанции рассмотрено, - полно, всесторонне и объективно, при этом выводы суда, изложенные в приговоре, соответствуют имеющимся доказательствам и надлежащим образом мотивированы.
Анализ приведенных в приговоре доказательств свидетельствует о том, что все фактические обстоятельства дела судом установлены верно и по делу обоснованно постановлен обвинительный приговор, который соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. В нем указаны время, место и обстоятельства преступного деяния, установленные судом, проанализированы доказательства, обосновывающие выводы суда о причастности Ибрагимова к содеянному и его виновности.
Каких-либо противоречий в доказательствах, ставящих под сомнение выводы суда о виновности осужденного, не имеется.
Наказание Ибрагимову И.О. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, а также всех конкретных обстоятельств дела, при этом обеспечивает цели наказания, установленные ст. 43 УК РФ.
Суд обоснованно не нашел оснований для применения ст. 64 УК РФ и посчитал невозможным назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ, приведя в приговоре мотивы принятых решений.
Не вызывает сомнений в своей законности и обоснованности решение суда об отсутствии оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, оснований не согласиться с выводами суда о признании отягчающим наказание Ибрагимова И.О. обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, не имеется. Вывод суда о необходимости признания состояния алкогольного опьянения Ибрагимова в момент совершения преступления отягчающим обстоятельством в описательно-мотивировочной части приговора надлежащим образом мотивирован, в том числе с учетом указанных в ней характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Вместе с тем, как следует из заключения судебно-психиатрической комиссионной экспертизы, у Ибрагимова обнаруживается "данные изъяты", при этом во время деяния осужденный находился вне какого-либо временного психического расстройства, а находился в состоянии простого алкогольного опьянения, о чем свидетельствуют сведения об употреблении им значительного количества спиртного, незадолго до совершения противоправных действий, легкости возникновения внешних проявлений агрессии.
Суд апелляционной инстанции также надлежаще проверил законность и обоснованность приговора в отношении Ибрагимова И.О, в том числе по доводам, аналогичным изложенным в кассационной жалобе, мотивировав в соответствии с требованиями ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ принятое решение, не согласиться с выводами которого оснований не имеется.
Таким образом, нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение судебных решений, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13 - ст. 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Ибрагимова Иззатжона Одиловича на приговор Советского районного суда г. Красноярска от 10 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Красноярского краевого суда от 20 октября 2020 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Зыкин
Судьи С.А. Зорина
О.Н. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.