Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чистяковой Е.А.
судей Гринсона Е.М, Писаревой А.В.
при секретаре судебного заседания Бабийчук Г.А.
с участием осуждённого Ломаева Г.А.
адвоката Араевой Ю.Ю.
прокурора Клековкиной К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осуждённого Ломаева Г.А. на приговор Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение Алтайского краевого суда от 12 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Чистяковой Е.А, выступление осуждённого Ломаева Г.А. и адвоката Араевой Ю.Ю, поддержавших доводы жалобы, прокурора Клековкиной К.В, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
приговором Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2020 года
Ломаев Григорий Александрович, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", гражданин РФ, судимый:
- 24 сентября 2012 года Черепановским районным судом Новосибирской области по п. "а" ч. 3 ст. 158, ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 6 апреля 2012 года) к 3 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 3 июля 2015 года по отбытии наказания;
- 15 мая 2020 года Тальменским районным судом Алтайского края по ст. 264.1 УК РФ к 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года, осужден по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к 10 годам 2 месяцам лишения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания и основного наказания, а также полного сложения дополнительного наказания, назначенного приговором от 15 мая 2020 года, окончательно назначено 10 лет 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года.
Срок наказания постановлено исчислять со дня вступления приговора в законную силу.
На основании ч. 3.2 ст. 72 УК РФ зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей, а также отбытое наказание по приговору от 15 мая 2020 года в период с 8 февраля 2020 года до дня вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день лишения свободы.
Решены вопросы по мере пресечения, вещественным доказательствам и процессуальным издержкам.
Апелляционным определением Алтайского краевого суда от 12 ноября 2020 года приговор изменен, определено исключить из приговора указание об уничтожении вещественного доказательства, данное наркотическое средство передать в камеру хранения вещественных доказательств до принятия процессуального решения по выделенным в отдельное производство уголовным делам. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Согласно приговору, Ломаев Г.А. осужден за покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере в г. Новоалтайске Алтайского края при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В кассационной жалобе осуждённый Ломаев Г.А, оспаривая судебные решения, указывает на несоответствие выводов судов, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела и допущенные нарушения действующего законодательства.
Приводит доводы о своей непричастности к совершенному деянию, отсутствии доказательств виновности, неверной квалификации действий, обвинительном уклоне суда и суровости назначенного наказания.
Просит пересмотреть судебные решения, переквалифицировать действия на ч. 2 ст. 228 УК РФ, максимально снизить наказание.
В возражениях государственный обвинитель Найдина Е.Е. считает доводы жалобы необоснованными, предлагает судебные решения оставить без изменения.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы осуждённого и возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 401.1 УПК РФ при рассмотрении кассационных жалобы, представления суд проверяет законность судебных решений, то есть правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
Вопреки доводам жалобы вывод суда о виновности Ломаева Г.А. в совершении преступления является обоснованным и подтверждается совокупностью всесторонне исследованных в судебном заседании доказательств, в частности: показаниями осуждённого Ломаева Г.А. в ходе предварительного следствия, свидетеля ФИО7, о том, что сумка с тремя свертками в изоленте красного цвета, обнаруженная на заднем сиденье автомобиля принадлежала Ломаеву Г.А.; показаниями сотрудников полиции ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 об обстоятельствах проведения в отношении осуждённого оперативно-розыскных мероприятий "наблюдение", "обследование помещений, зданий, транспортных средств", свидетеля ФИО12, в присутствии которого был осмотрен автомобиль, а также Ломаев Г.А, материалами оперативно-розыскного мероприятия, протоколами обыска и осмотра предметов, заключением эксперта, а также иными доказательствами, подробно изложенными в приговоре.
Все доказательства судом проверены в соответствии с требованиями ст. 87 УПК РФ в совокупности с другими доказательствами по делу и оценены с учетом правил, предусмотренных ст. 88 УПК РФ, с точки зрения их достаточности, допустимости и относимости к рассматриваемым событиям. При этом суд указал в приговоре, по каким основаниям он принял одни из доказательств и отверг другие.
Какие-либо не устраненные существенные противоречия в доказательствах, требующие их истолкования в пользу осуждённого, которые могли повлиять на правильность выводов суда о доказанности вины Ломаева Г.А, по делу отсутствуют.
Нарушений требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" при проведении оперативно-розыскных мероприятий "наблюдение", "обследование помещений, зданий, транспортных средств", в связи с проверкой оперативной информации о причастности осуждённого к незаконному обороту наркотических средств с участием представителей общественности суд не выявил и в кассационной жалобе не приведено. Полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательства признаны допустимыми и свидетельствовали о наличии у Ломаева Г.А. умысла на незаконный сбыт наркотических средств, который сформировался у него независимо от деятельности сотрудников полиции, в связи с чем все полученные доказательства обоснованно положены в основу приговора, с чем соглашается и судебная коллегия.
Из материалов дела следует, что всем исследованным в судебном заседании доказательствам суд дал оценку в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а всю совокупность этих доказательств правильно признал достаточной для рассмотрения дела по существу и постановления обвинительного приговора.
Доводы, приведенные осуждённым в жалобе, о его непричастности к содеянному, были проверены судами первой и апелляционной инстанций, однако не нашли своего подтверждения и признаны несостоятельными.
Вопреки утверждениям осуждённого, его показания являются не единственным доказательством его виновности, они были оценены в совокупности с иными доказательствами, представленными стороной обвинения, в частности, данными осмотра изъятого сотового телефона, содержащего переписку с неустановленным лицом о предложении работать закладчиком наркотических средств, на которое Ломаев Г.А. согласился, далее забирал наркотические средства из тайника, формировал тайник, сообщал о выполненной работе.
Показания, данные Ломаевым Г.А. в ходе предварительного следствия в присутствии защитника, на которые суд сослался в обоснование выводов о виновности осуждённого, согласуются с иными приведенными в приговоре доказательствами, в частности с показаниями свидетеля ФИО7 о принадлежности сумки с наркотическими средствами. При этом изменению показаний осуждённого суд в приговоре дал оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Доводы осуждённого о непричастности к незаконному сбыту наркотических средств, а также его версия о том, что сумка, найденная на заднем сиденье автомобиля, ему не принадлежала, судом первой и апелляционной инстанции проверялись и были отвергнуты с приведением мотивов, не согласиться с которыми у суда кассационной инстанции оснований не имеется, опровергает доводы осуждённого и то, что наркотическое средства изъято в крупном размере и расфасованном виде. Доказательства, обосновывающие выводы о виновности Ломаева Г.А, судом проанализированы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, квалификация действий Ломаева Г.А. по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ основана на фактических обстоятельствах дела, соответствует требованиям закона, и является верной.
Судебное следствие проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 273-291 УПК РФ. При этом ограничений прав участников уголовного судопроизводства, в том числе, процессуальных прав осуждённого во время рассмотрения дела судом первой инстанции, либо обвинительного уклона допущено не было.
Постановленный приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ, содержит подробное описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и наступивших последствий, исследованных в судебном заседании доказательств, и мотивы принятых решений.
Наказание осуждённому Ломаеву Г.А. назначено в соответствии с требованиями закона, в том числе положений ст. ст. 6, 60 УК РФ, с учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности виновного, влияния назначенного наказания на исправление осуждённого и на условия жизни его семьи, смягчающих наказание обстоятельств, в качестве которых суд признал полное признание вины в совершении преступления на стадии предварительного расследования, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию совершенного преступления, изобличению других соучастников преступления (неустановленных лиц преступной группы (администратора), их роли в деятельности группы, никнеймы), наличие трех малолетних детей, состояние здоровья подсудимого, участие в содержании и воспитании двух малолетних детей сожительницы, отягчающего - рецидива преступлений, являющегося опасным.
Оснований для применения положений ст. ст. 64, 73, ч. 3 ст. 68, ч. 1 ст. 53.1 и ч. 6 ст. 15 УК РФ судом не установлено.
Нормы Общей части УК РФ при решении вопроса о виде и размере наказания применены правильно, в том числе с учетом положений ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 66 УК РФ. Оснований считать назначенное осуждённому Ломаеву Г.А. наказание явно несправедливым вследствие чрезмерной суровости судебная коллегия не находит.
Вид исправительного учреждения определен осуждённому в соответствии с положениями п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке суд в соответствии с требованиями ст. 389.9 УПК РФ проверил в полном объеме доводы апелляционной жалобы защитника осуждённого, апелляционного преставления, и принял законное и обоснованное решение, с которым нет оснований не согласиться. Содержание апелляционного определения соответствует требованиям ст. 389.28 УПК РФ.
Нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущих отмену или изменение приговора по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного Ломаева Григория Александровича на приговор Новоалтайского городского суда Алтайского края от 21 сентября 2020 года и апелляционное определение Алтайского краевого суда от 12 ноября 2020 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Е.А. Чистякова
Судьи: Е.М. Гринсон
А.В. Писарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.