Судебная коллегия по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Палий А.Ю, судей
Каримовой И.Г, Шушаковой С.Г, при секретаре
Именитовой О.А, с участием прокурора
Креймер О.Л, защитника
Кудашовой Т.Н., осужденного
Картавых С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Картавых С.А. на приговор Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 8 июня 2021 года.Заслушав доклад судьи Палий А.Ю, изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание вынесенного судебного решения, доводы кассационной жалобы, осужденного Картавых С.А, его защитника Кудашову Т.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, выступление прокурора Креймер О.Л, полагавшего судебные решения оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приговором Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 8 июня 2021 года
Картавых Сергей Андреевич, "данные изъяты", осужден по
п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ по преступлению от 28 сентября 2019 года к 8 годам лишения свободы, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ по преступлению от 1 октября 2019 года к 8 годам 2 месяцам лишения свободы, ч. 2 ст. 228 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначено 8 лет 4 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В апелляционном порядке приговор не пересматривался.
Картавых С.А. осужден за незаконный сбыт наркотических средств, совершенный в крупном размере (два преступления); незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств, совершенные в крупном размере.
Преступления совершены в "адрес" в период времени и при обстоятельствах, указанных в приговоре суда.
В кассационной жалобе осужденный Картавых С.А. оспаривает обоснованность осуждения по п. "г" ч. 4 ст. 228.1, п. "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм уголовно-процессуального законодательства.
Выражает несогласие с квалификацией своих действий по п. "г" ч. 4 ст. 228.1, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ как совершение самостоятельных преступлений, поскольку они охватывались единым умыслом.
Также считает назначенное наказание несправедливым вследствие чрезмерной суровости. Полагает, что суд при назначении наказания не в полной мере учел данные о его личности, а также наличие смягчающих наказание обстоятельств которые, по мнению автора жалобы, позволяли суду применить положения ч. 1 ст. 62, ст. 64 УК РФ.
С учетом изложенных доводов в заключении жалобы просит приговор Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 8 июня 2021 года изменить, смягчить назначенное наказание.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 401.16 УПК РФ, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Таких нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона по делу не допущено.
Обвинительный приговор соответствует требованиям ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ. В нем указаны время, обстоятельства преступного деяния, установленного судом, проанализированы доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном.
Вывод суда о том, что Картавых С.А. дважды совершил незаконный сбыт наркотических средств, в крупном размере, а также незаконное приобретение, хранение без цели сбыта наркотических средств, в крупном размере, в приговоре мотивирован. В обоснование вывода о виновности Картавых С.А. суд сослался на показания свидетеля К. об обстоятельствах приобретения у Картавых С.А. наркотических средств, в том числе и при проведении оперативно-розыскного мероприятия "Проверочная закупка". Указанные показания дополняют показания свидетелей С. участвующей в качестве понятой при добровольной выдаче Картавых С.А. свертка с веществом растительного происхождения внутри.
Также суд сослался на показания свидетелей К1 и П. указавших обстоятельства их участия в качестве понятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий "Проверочная закупка"; свидетеля Т. участвовавшего в качестве понятого при личном досмотре Картавых С.А, в ходе которого у последнего были обнаружены и изъяты денежные купюры; свидетеля К2 участвовавшего в качестве понятого при осмотре автомобиля, в котором были обнаружены сверток с содержимым вещества растительного происхождения.
Эти показания суд обоснованно признал достоверными, поскольку они согласуются между собой, взаимно дополняют друг друга и подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами - протоколами следственных действий, подробное содержание и анализ которых приведен в судебных решениях; заключениями судебно-медицинских экспертиз.
Доказательства, на которые суд сослался в обоснование виновности Картавых С.А, проверены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, при этом суд в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ привел мотивы, по которым признал достоверными одни доказательства и отверг другие, поэтому оснований сомневаться в правильности данной судом оценки не имеется.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, о недоказанности вины Картавых С.А. в инкриминируемых ему деяниях, за которые он осужден, тщательно проверялись в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно отвергнуты.
Тот факт, что данная оценка доказательств не совпадает с позицией автора жалобы, не свидетельствует о нарушении судами требований уголовно-процессуального закона и не является основанием к отмене или изменению судебных решений.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, судом установлены правильно, при этом выводы суда не содержат предположений, неустранимых противоречий и основаны исключительно на исследованных материалах дела, которым суд дал надлежащую оценку, а потому доводы жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание.
Предварительное расследование проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. В материалах уголовного дела не содержится и судами первой и апелляционной инстанций не добыто данных о том, что у сотрудников правоохранительных органов имелась необходимость для искусственного создания доказательств обвинения.
Судом признано, что материалы оперативно-розыскной деятельности, положенные в основу приговора, отвечают требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Результаты оперативно-розыскных мероприятий получены и переданы в следственный орган в соответствии с требованиями закона на основании мотивированных постановлений, уполномоченных руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и с соблюдением порядка, установленного Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным приказом Приказ МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N 509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27 сентября 2013 года.
Впоследствии собранные в результате этих мероприятий доказательства надлежащим образом процессуально закреплены, в том числе путем их осмотра следователем, признания вещественными доказательствами и приобщения к уголовному делу, а также непосредственно исследованы в судебном заседании.
Суд обоснованно не усмотрел в действиях сотрудников полиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий склонения, побуждения Картавых С.А. к совершению противоправных действий, поскольку оперативно-розыскные мероприятия проводились в связи с имеющейся у них информацией о противоправной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств. Данная информация подтвердилась, цели мероприятия были достигнуты.
Судебное разбирательство проведено с соблюдением требований УПК РФ, полно и объективно, с соблюдением состязательности и равноправия сторон
Как следует из протокола судебного заседания, требования, предусмотренные ст. 15 УПК РФ, судьей соблюдены в полном объеме. При этом сторона защиты участвовала не только в обсуждении всех ходатайств участников процесса, но и наравне со стороной обвинения в исследовании всех доказательств. Все заявленные участниками процесса ходатайства были рассмотрены судом первой инстанции с приведением мотивов принятых решений, в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона.
Нарушений требований ст. 278 УПК РФ при допросе свидетелей, из протокола судебного заседания не усматривается.
С учетом установленных судом фактических обстоятельств квалификация действий осужденного Картавых С.А. по п. "г" ч. 4 ст. 228.1, п. "г" ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, является правильной и надлежащим образом мотивирована в приговоре.
Утверждения осужденного о том, что преступные действия по сбыту наркотических средств охватывались единым умыслом и составляют одно преступление, являются не состоятельными.
Суд обоснованно не нашел оснований для квалификации действий Картавых С.А, связанных со сбытом наркотических средств, как продолжаемого преступления, поскольку, по смыслу закона, под единым продолжаемым преступлением понимается общественно опасное деяние, состоящее из ряда тождественных преступных действий, охватываемых единым умыслом и направленных на достижение единой цели.
Вместе с тем по данному делу, суд, установив фактические обстоятельства, обоснованно пришел к выводу, что преступные действия Картавых С.А. представляют собой предусмотренную ч. 1 ст. 17 УК РФ совокупность преступлений, поскольку они не были объединены единым умыслом, действия осужденного носили самостоятельный характер, совершены при различных обстоятельствах, каждый раз с новым умыслом, возникновение которого предопределялось вновь создававшимися условиями, и который был направлен на сбыт разного по объему наркотического средства.
При таких обстоятельствах суд, исследовав все имеющиеся по делу доказательства в совокупности, обоснованно признал Картавых С.А. виновным в совершении установленных в приговоре преступных действий, которым дал правильную юридическую оценку. Оснований не соглашаться с выводами суда не имеется.
В ходе предварительного расследования и судебного следствия психическое состояние Картавых С.А. исследовалось и суд обоснованно признал его вменяемым.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ, с учетом данных о личности, наличия смягчающих наказание обстоятельств, других обстоятельств дела, в том числе и тех, на которые указывает в своей жалобе осужденный Картавых С.А.
Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ч. 1 ст. 62 УК РФ, ограничивающих верхний предел наказания, не имеется, так как не установлены обстоятельства, смягчающие наказание, предусмотренные п. "и" и "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Судом первой инстанции обсуждался вопрос о возможности назначения Картавых С.А. наказания с учетом положений ст. ст. 64, 73 и ч. 6 ст. 15 УК РФ, однако достаточных оснований для этого установлено не было. Не находит таких оснований и судебная коллегия.
Оснований считать назначенное осужденному наказание несправедливым ввиду его чрезмерной суровости, о чем указано в жалобе, не имеется.
Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального и уголовного закона, повлиявших на исход дела, и которые в силу ст. 401.15 УПК РФ являлись бы основаниями для отмены либо изменения в кассационном порядке приговора, судом не допущено.
Учитывая изложенное, обстоятельства приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения судебного решения, не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного акта, а его отмена и ее правовые последствия - соразмерными нарушениям норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель жалобы.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13, 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу осужденного Картавых С.А. на приговор Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 8 июня 2021 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.Ю. Палий
Судьи
И.Г. Каримова
С.Г. Шушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.