Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Конаревой И.А, Мишиной И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щеглова Дениса Валерьевича, действующего в интересах несовершеннолетней дочери ФИО10, поданную 15 ноября 2021 года, на решение Ленинского районного суда г. Томска от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 августа 2021 года
по административному делу N 2а-685/2021 по административному исковому заявлению законного представителя ФИО9 - Щеглова Дениса Валерьевича о признании недействующим распоряжения N 127р от 1 марта 2021 года "О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за территориями муниципального образования "Город Томск" в части закрепления Муниципального автономного образовательного учреждения средняя образовательная школа N N г. Томска за территорией, являющейся местом жительства ФИО8.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения Щеглова Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Еськовой Ю.С, полагавшей судебные акты не подлежащими отмене,
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Департамента образования Администрации г. Томска N 127р от 1 марта 2021 года "О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за территориями муниципального образования "Город Томск" согласно приложению N к распоряжению утвержден Перечень закрепленных муниципальных образовательных учреждений за территориями муниципального образования "Город Томск".
Распоряжение размещено на официальном сайте Администрации г. Томска в сети "Интернет".
Согласно приложению N территория многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес" закреплена за Муниципальным автономным образовательным учреждением средняя образовательная школа N г. Томска.
Щеглов Д.В, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО11, обратился в Ленинский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного распоряжения Nр от 1 марта 2021 года "О закреплении муниципальных общеобразовательных учреждений за территориями муниципального образования "Город Томск" в части закрепления территории многоквартирного дома по адресу: "адрес", "адрес" за Муниципальным автономным образовательным учреждением средняя образовательная школа N г. Томска.
В обоснование требований указано, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будет поступать в муниципальное образовательное учреждение для обучения по программе начального общего образования. Полагает, что закрепление многоквартирного дома по адресу: "адрес", пер. Тихий, "адрес", за МАОУ СОШ N "адрес" не соответствует закону, поскольку расстояние от указанного дома до МАОУ СОШ N "адрес" составляет 1, 63 км, что значительно превышает требования нормативов градостроительного проектирования муниципального образования " "адрес"", согласно которым максимально допустимый уровень территориальной доступности для общеобразовательных организаций составляет 500 м. Оспариваемое распоряжение нарушает права административного истца на гарантированное Конституцией Российской Федерации право на общедоступность общего образования.
Решением Ленинского районного суда г. Томска от 19 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 августа 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Щегловым Д.В. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суды поверхностно рассмотрели административное дело, не вникли в существо спора. Выражает несогласие с выводами судов об отсутствии каких-либо требований к определению закрепляемой территории за школами. Указывает, что суды при рассмотрении дела не применили нормы международного права, а также санитарно-эпидемиологические требования, своды правил в области безопасности зданий и сооружений, местные нормативы градостроительного проектирования. Считает незаконным вывод судов о том, что СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" не подлежит применению.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения административного истца, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
В соответствии с "Положением о департаменте образования администрации Города Томска", утвержденного в приложении N 4 к Решению Думы г. Томска от 30 октября 2007 N 683 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24 мая 2005 N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации" (далее - Положение) Департамент образования администрации Города Томска (далее по тексту - Департамент) является отраслевым органом администрации Города Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения в сфере образования, а также иных вопросов в соответствии с настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения предметом деятельности Департамента является обеспечение в рамках компетенции, определенной действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования "Город Томск", решения вопросов, к числу которых отнесен учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями муниципального образования "Город Томск".
Департамент в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет следующие полномочия подготавливает и принимает участие в согласовании муниципальных и иных правовых актов в пределах предмета деятельности Департамента (пункт 4.1 Положения).
Согласно пункту 5 "Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", утвержденного Приказом Минпросвещения России от 2 сентября 2020 N 458, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно 4 раздела "Правила и область применения нормативов градостроительного проектирования", утвержденных в приложении к Решению Думы Города Томска от 7 ноября 2017 N 661 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск" нормативы градостроительного проектирования муниципального образования "Город Томск" устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа, объектами благоустройства территории и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения городского округа.
Подпунктом "б" пункта 8 раздела 2 указанных "Правил" установлены расчетные показатели максимального допустимого уровня территориальной доступности образовательных учреждений. В составе обоснования расчетных показателей указано, что минимально допустимый уровень обеспеченности установлен на основании данных Всероссийской переписи населения 2010 года, предоставленных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Томской области.
Максимально допустимый уровень территориальной доступности установлен в соответствии с пунктом 10.5 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 N 820). В случаях развития застроенной территории, комплексного развития территории размещение общеобразовательных организаций допускается на расстоянии транспортной доступности: для учащихся начального общего образования - 15 мин. (в одну сторону), для учащихся основного общего и среднего общего образования - не более 50 мин. (в одну сторону).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" согласно пункту 2.1.2. которых установлено, что расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
Руководствуясь указанными нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, разрешая заявленные требования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, указав, что оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом с соблюдением требований к порядку его принятия и форме, опубликовано, а также установив, что жилой дом, к котором проживает административный истец и закрепленное образовательное учреждение расположены в существующей жилой застройке, транспортная доступность образовательного учреждения составляет около 4 минут, пришли к выводу, что в обжалуемой части распоряжение не противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не влечет нарушение прав и законных интересов заявителя.
Проверив правильность применения норм материального права судами, рассмотревшими дело, суд кассационной инстанции полагает выводы судов по существу правильными. Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права, поскольку основаны на их неправильном толковании. Доводы кассационной жалобы о целесообразности прикреплении жилого дома к иным образовательным учреждениям нарушение норм права при принятии оспариваемого распоряжения и обжалуемых судебных актов не подтверждают.
Допущенные судами нарушения норм процессуального права при разрешении заявленных требований, в том числе с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не повлекли неправильные выводы суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Томска от 19 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 20 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.