Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Мишиной И.В, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сун Яньлин, поданную 23 ноября 2020 года, на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 года, по административному делу N 2а-787/2021 по административному исковому заявлению Сун Яньлин о признании незаконным бездействия Министерства внутренних дел по Республике Бурятия в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э,
УСТАНОВИЛА:
Сун Яньлин обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Министерства внутренних дел по Республике Бурятия в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, возложении обязанность принять заявление.
В обоснование требований указано, что является гражданкой Китайской Народной Республики. 12 января 2021 года обратилась в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации в пределах установленной квоты на 2021 год. В принятии документов ей было отказано со ссылкой на то, что порядок подачи заявления изменился, в связи с принятием новых Правил определения, корректировки и перераспределения между субъектами Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации. Справка об отказе в приеме документов не была выдана.
Полагает, что отказ является незаконным, поскольку 12 января 2021 года новые Правила не вступили в законную силу, кроме того, такое основание для отказа в приеме документов не предусмотрено действующим Административным регламентов, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации от 8 июня 2020 N.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 года, в удовлетворении ребований отказано.
В кассационной жалобе Сун Яньлин ставит вопрос об отмене судебных актов, просит направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии обращения заявителя к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Указывает, что до марта 2021 года по всем районам Республики Бурятия никто из иностранных граждан не подал заявление на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, поскольку было дано соответствующее указание об отказе в приеме заявлений.
Полагает, что юридически значимым обстоятельством дела в данном случае, является обстоятельство отказа и бездействие в приеме документов сотрудников МВД по Республике Бурятия, поскольку обстоятельства личного обращения иностранного гражданина определены желанием и целью иностранного гражданина урегулировать свое правовое положение, а не целью выявить нарушения со стороны представителей государственной власти.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, в том числе в Советский районный суд "адрес" - Удэ, с использованием систем видеоконференци- связи которого было обеспечено их участие в судебном заседании. О причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения кассационной жалобы не заявляли. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) под законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
Вопросы, касающиеся временного проживания иностранных граждан в Российской Федерации, урегулированы в статье 6 Закона N 115-ФЗ, пунктами 1 и 2 которой в редакции, действующей до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 15 октября 2020 N 329-ФЗ (т.е. до 14 января 2021 года), предусмотрено, что разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Правила определения и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 указанной нормы в редакции, действовавшей до 14 января 2021 года, устанавливает, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Порядок оказания услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации определен в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 8 июня 2020 N 407 (далее - Административный регламент), согласно пунктам 19 и 20 которого государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.
В соответствии с пунктами 30 и 30.1 Административного регламента для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания заявление (приложение N 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах.
Прием заявителей в подразделениях по вопросам миграции осуществляется в порядке очереди (пункт 58 Административного регламента).
На основании пункта 60 Административного регламента предварительная запись для подачи заявления осуществляется посредством Единого портала, телефонной связи либо при личном обращении гражданина в подразделение по вопросам миграции.
При осуществлении предварительной записи путем личного обращения заявителю выдается талон-подтверждение, содержащий информацию о дате и времени подачи заявления, номере кабинета, в который следует обратиться (пункт 60.5 Административного регламента).
Согласно пункту 86 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем заявления на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции либо поступление такого заявления из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации (приложения N 1 и N 2 к Административному регламенту) с приложением всех необходимых документов.
В силу пунктов 87 и 88 Административного регламента сотрудник, осуществляющий прием заявителей, проверяет заполнение реквизитов заявления, наличие всех необходимых документов, правильность их оформления, наличие оснований для отказа в приеме заявления, предусмотренных пунктом 45 Административного регламента. При наличии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявителю отказывается в их приеме и выдается справка (рекомендуемый образец приведен в приложении N к Административному регламенту), подтверждающая отказ в приеме заявления к рассмотрению.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, определен в пунктах 45 - 46 Административного регламента.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, исходил из того, что в ходе рассмотрения административного дела не представлено доказательств факта обращения Сун Яньлин 12 января 2021 года в установленном порядке в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия с заявлением о получении государственной услуги.
Судебная коллегия, проверяя законность решения в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась, признав обоснованным вывод суда о недоказанности факта обращения иностранного гражданина Сун Яньлин в порядке, установленном Административным регламентом, отклонив довод заявителя о необходимости привлечения к участию в деле соответствующей (республиканской) комиссии, поскольку обжалуемое судебное решение прав и обязанностей комиссии не затрагивает.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как направлены на иную оценку представленных в ходе рассмотрения дела доказательств и установленных обстоятельств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационной инстанции.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела. Доводы кассационной жалобы с указанием на обстоятельства, свидетельствующие о том, что до образования соответствующей комиссии в Республике Бурятия в марте 2021 года иностранные граждане заявления не подавали, в то время как ранее большая часть квоты распределялась в первые дни января, не могут являться основанием для отмены судебных актов в пределах избранного заявителем способа защиты нарушенного права, поскольку отражают субъективное мнение заявителя жалобы, нарушение судами норм права не подтверждают, не опровергают правильности выводов судов о недоказанности оспариваемого административным истцом бездействия.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 19 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 9 июня 2021 года, оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.