Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Мишиной И.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Советским районным судом г. Томска, кассационную жалобу Титченко Нины Павловны на решение Советского районного суда г. Томска от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 28 мая 2021 года по административному делу N 2а-489/2021 по административному исковому заявлению Титченко Нины Павловны к Управлению Федеральной налоговой службы по Томской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Томской области о признании незаконными налогового уведомления от 4 марта 2020 года, ответа от 5 марта 2020 года, возложении обязанности применить пониженную ставку налогообложения.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В, пояснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Томской области Парасочки Е.С. и представителя Управления Федеральной налоговой службы по Томской области Усовой М.Ю, возражавших по существу доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Титченко Н.П. обратилась в суд с административным иском о признании незаконными налогового уведомления Межрайонной инспекции N 8 по Томской области (далее - Инспекция) от 4 марта 2020 года N N, ответа Инспекции от 5 марта 2020 года N 08-49/03167, возложении на Инспекцию обязанности применить пониженную ставку налогообложения в размере 0, 3%, произвести перерасчет земельного налога за период 2017, 2018 годы по земельным участкам с видом разрешенного использования "для ведения дачного строительства", мотивируя тем, что произведенный налоговым органом в оспариваемом уведомлении перерасчет земельного налога за спорный период исходя из налоговой ставки 1, 5% вместо применяемой ранее ставки 0, 3% не основан на законе; каких-либо фактов, подтверждающих необоснованность применения пониженной ставки, Инспекцией не представлено; вывод налогового органа об осуществлении истцом предпринимательской деятельности бездоказателен. 8 мая 2020 года истцом подано заявление о перерасчете земельного налога за 2017-2018 годы с применением налоговой ставки в размере 0, 3% по земельным участкам с видом разрешенного использования "для ведения дачного строительства", однако на момент обращения в суд с настоящим иском ответ на указанное заявление истцу не поступил.
Решением Советского районного суда г. Томска от 19 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 28 мая 2021 года, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 26 ноября 2021 года, административным истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении административного иска со ссылкой на неправильное применение судами норм материального права и неверную оценку обстоятельств административного дела и представленных доказательств. Повторяя доводы, положенные в обоснование административного иска, настаивает на отсутствии у налогового органа оснований для перерасчета земельного налога в отношении спорных земельных участков исходя из налоговой ставки 1, 5%, указывая, что названные участки относятся к землям к категории земель сельскохозяйственного назначения с установленными видами разрешенного использования "для дачного строительства", "для сельскохозяйственного производства"; доказательств использования участков не по целевому назначению Инспекцией не представлено.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. Административный истец Титченко Н.П. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не известила, возражений против рассмотрения жалобы в ее отсутствие, в том числе по причине невозможности обеспечить явку в судебное заседание, не заявила, ходатайств об отложении заседания не представила. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие административного истца.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда считает, что судами первой и апелляционной инстанций такого рода нарушения не допущены.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
На основании статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0, 3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Из материалов административного дела усматривается, что принадлежащие Титченко Н.П. в 2017, 2018 годах на праве собственности земельные участки, в отношении которых налоговым органом произведен спорный перерасчет, расположены на территориях с. Калтай и с. Кафтанчиково, входящих в состав Калтайского сельского поселения и Заречного сельского поселения Томского района.
Решением Совета Калтайского сельского поселения Томского района от 24 сентября 2010 года N 114 "Об утверждении Положения "О земельном налоге" и установлении земельного налога", установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0, 3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1, 5 процента в отношении прочих земельных участков; 3) 0, 3 процента от кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Решением Совета Заречного сельского поселения Томского района от 29 июня 2011 года N 79 "Об утверждении Положения "О земельном налоге" на территории муниципального образования "Заречное сельское поселение", установлены налоговые ставки в следующих размерах: 0, 3 процента от кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; 0, 3 процента от кадастровой оценка земель в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 0, 3 процента от кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; 1, 5 процента от кадастровой оценки земель в отношении прочих земельных участков.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 ноября 2018 года N 2725-О, при оценке возможности применения пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, не может не учитываться целевое назначение данного участка и правовой статус его собственника. По смыслу налогового законодательства, пониженные ставки земельного налога, предусмотренные абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства и создающих исключительно для этих целей некоммерческие организации.
Исходя из приведенного правового регулирования и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что спорные земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства, однако непосредственно не используются административным истцом в целях удовлетворения личных потребностей для ведения дачного строительства, дачного хозяйства, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для применения в отношении указанных земельных участков в целях исчисления земельного налога пониженной налоговой ставки у налогового органа не имелось.
Произведенный налоговым органом перерасчет земельного налога за 2017, 2018 годы, как обоснованно указано судами, требованиям статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации соответствует.
Приведенные административным истцом в кассационной жалобе доводы аналогичны правовой позиции и доводам истца в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая оценка на основании всестороннего и полного исследования доказательств, оснований не согласиться с выводами судов двух инстанций судебная коллегия не находит.
Несогласие Титченко Н.П. с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 19 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 28 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Титченко Нины Павловны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.