Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э, судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Миропольцева Дмитрия Дмитриевича, поданную 8 декабря 2021 года, на решение Кемеровского областного суда от 2 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года
по административному делу N 3а-81/2021 по административному исковому заявлению Миропольцева Дмитрия Дмитриевича, Щедрина Дениса Александровича о признании недействующими отдельных положений распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса Долгушиной О.В. и представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Цуран А.И, возражавших в удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Самойлова А.А, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
14 марта 2020 года Губернатором Кемеровской области - Кузбасса принято распоряжение N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Распоряжение от 14 марта 2020 года N 21-рг).
Распоряжение от 14 марта 2020 года N 21-рг опубликовано на официальном сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса" www.zakon.kemobl.ru 14 марта 2020 года.
В указанный нормативный правовой акт неоднократно вносились изменения распоряжениями Губернатора Кемеровской области - Кузбасса.
В частности, распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 16 апреля 2020 года N 48-рг внесены изменения в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года N 21-рг, согласно которым пункт 3.2 Распоряжения N 21-рг изложен в следующей редакции: приостановить до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса: театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных, публичных и других массовых мероприятий; массовых религиозных обрядов и церемоний различных конфессий.
13 октября 2020 года распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса N 159-рг "О снятии отдельных ограничений и внесении изменений в некоторые распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса" в пункт 3.2 Распоряжения от 14 марта 2020 года N 21-рг внесены изменения, постановлено приостановить до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий.
4 февраля 2021 года распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса N 19-рг внесены изменения в Распоряжение от 14 марта 2020 года N 21-рг, последнее изложено в новой редакции, где пунктом 2.1 приостановлено до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий.
Миропольцев Д.Д, Щедрин Д.А. обратились в Кемеровский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими со дня принятия положения распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года N 21-рг, которыми приостановлено до особого распоряжения проведение на территории Кемеровской области - Кузбасса публичных и иных массовых мероприятий, содержащиеся на дату рассмотрения дела в пункте 2.1 нормативного правового акта.
В обоснование заявленных требований указано, что распоряжение от 14 марта 2020 года N 21-рг принято административным ответчиком в отсутствие полномочий. Полагают, что спариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу, ограничивают право граждан на свободу мирных собраний, в том числе, в форме мирного митинга и одиночного пикета.
Решением Кемеровского областного суда от 2 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Миропольцевым Д.Д. ставится вопрос об отмене судебных актов, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Выражает несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций. Полагает, что суд не применил часть 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных Губернатором Кемеровской области - Кузбасса, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
В соответствии пунктами "б, ж, з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
В силу подпункта "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в силу подпункта "н" пункта 1 статьи 80 указанного федерального закона устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.
Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Проведение публичного мероприятия в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" основывается принципах законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации
Губернатор Кемеровской области - Кузбасса в соответствии с положениями Устава Кемеровской области является высшим должностным лицом области, которое возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Кузбасса.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Разрешая заявленные административные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суды исходили из того, что Распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 года N 21-рг, в том числе с учетом внесенных изменений, принято уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования, в оспариваемой части, в части установления ограничений на проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных, публичных и других массовых мероприятий; массовых религиозных обрядов и церемоний различных конфессий, не противоречат федеральному закону имеющему большую юридическую силу, прав и свобод административных истцов не нарушает. Оспариваемые положения нормативного правового акта временно вводят правила поведения, направленные на защиту населения и территории от распространения новой коронавирусной инфекции, направлены не на ограничение прав граждан, а на защиту их жизни и здоровья, как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, соразмерны реальной угрозе распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными. Запрет на проведение массовых и иных публичных мероприятий, в том числе митингов и одиночных пикетов, порядок проведения которых установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", установленный оспариваемыми положениями распоряжения, обусловлен объективной необходимостью реагирования на угрозу распространения коронавирусной инфекции на определенной территории, имеет исключительный характер и преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья граждан, не может расцениваться как не основанный на федеральном законе и не согласующийся с требованиями пропорциональности вводимых ограничений прав.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений судами в применении и толковании норм материального права, не допущено.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные постановления вынесены с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кемеровского областного суда от 2 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.