Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Варнавской Л.С, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-335/2021 (УИД 02RS0001-01-2020-006863-35) по исковому заявлению прокурора г. Горно-Алтайска Республики Алтай в интересах Левченко Елены Владимировны, Кыпчаковой Оксаны Амыровны, Сурбашевой Шанкы Михайловны, Леонгард Евгении Александровны к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании предоставить жилые помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения
по кассационным жалобам представителя Министерства финансов Республики Алтай Чирковой А.К, представителя Министерства экономического развития Республики Алтай Тупикина В.В. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Горно-Алтайска "данные изъяты" обратился в суд с иском к Министерству экономического развития Республики Алтай об обязании вместо ранее предоставленных жилых помещений, расположенных по адресам "адрес" непригодных для постоянного проживания, предоставить иные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.
В обоснование требований указано, что истцы относятся "данные изъяты" которые состояли в соответствующем списке для получения жилого помещения.
На основании договоров найма специализированного жилого помещения Левченко Е.В, Кыпчаковой О.А, Сурбашевой Ш.М, Леонгард Е.А. предоставлены квартиры в 4-квартирном жилом доме, расположенном по "адрес"
Данные квартиры приобретены в государственную собственность Республики Алтай и отнесены к специализированному жилищному фонду Республики Алтай.
Однако, указанный 4-квартирный жилой дом имеет многочисленные строительные дефекты, что подтверждается многочисленными актами обследования, экспертным заключением Центра гигиены и эпидемиологии Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ г, а также мировым соглашением, утвержденным Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ г, по которому на застройщика Кудирмекова В.Н. в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. возложена обязанность устранить дефекты в строительстве спорного дома. Мер по их устранению до сих пор не принято.
В нарушение пунктов 15 договоров найма специализированного жилого помещения, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" истцам предоставлены жилые помещения, не соответствующие санитарным и техническим требованиям.
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2021 г. исковые требования удовлетворены.
На Министерство экономического развития Республики Алтай возложена обязанность предоставить Сурбашевой Ш.М. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по "адрес" непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
На Министерство экономического развития Республики Алтай возложена обязанность предоставить Кыпчаковой О.А. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
На Министерство экономического развития Республики Алтай возложена обязанность предоставить Леонгард Е.А. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
На Министерство экономического развития Республики Алтай возложена обязанность предоставить Левченко Е.В. вместо ранее предоставленного жилого помещения, расположенного по адресу "адрес", непригодного для постоянного проживания, иное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 августа 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах представитель Министерства финансов Республики Алтай Чиркова А.К, представитель Министерства экономического развития Республики Алтай Тупикин В.В. ставят вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
На кассационные жалобы поступили письменные возражения от прокуратуры Республики Алтай.
В заседании суда кассационной инстанции прокурор восьмого (апелляционно-кассационного) отдела (с дислокацией в г. Кемерово) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубан А.В. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Левченко Е.В, Кыпчакова О.А, Сурбашева Ш.М. и Леонгард Е.А. относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состояли в списках указанной категории лиц, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай "О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N Сурбашевой Ш.М. предоставлена квартира N, расположенная по "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. N, заключенному с бюджетным учреждением Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска".
Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай "О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Кыпчаковой О.А. предоставлена квартира N расположенная по адресу "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. N, заключенному с бюджетным учреждением Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска".
Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай "О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N Леонгард Е.А. предоставлена квартира N расположенная по "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. N заключенному с бюджетным учреждением Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска".
Приказом Министерства труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай "О предоставлении благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ г. N Левченко (Горчаковой) Е.В. предоставлена квартира N, расположенная по "адрес" по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ г. N, заключенному с бюджетным учреждением Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска".
Вышеуказанные квартиры принадлежат на праве оперативного управления бюджетному учреждению Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска".
4-квартирный жилой дом, расположенный по "адрес" выполнен с существенными строительными дефектами (недостатками), что стало основанием для многочисленных обращений начиная с марта ДД.ММ.ГГГГ с жалобами Левченко Е.В, Кыпчаковой О.А, Сурбашевой Ш.М. и Леонгард Е.А. в прокуратуру г. Горно-Алтайска, в бюджетное учреждение Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска", Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай, Государственную жилищную инспекцию Республики Алтай (в настоящее время ? Министерство цифрового развития Республики Алтай), Государственное собрание ? Эл Курултай Республики Алтай, Главе Республики Алтай, председателю Правительства Республики Алтай.
ДД.ММ.ГГГГ г. Министерством регионального развития Республики Алтай организована выездная проверка с участием специалиста бюджетного учреждения Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска", по результатам которой установлено, что ленточный фундамент под зданием отсутствует, вместо этого выполнена бетонная подливка толщиной 33 см, которая соединяет между собой бетонные столбы столбчатого фундамента сечением 33 х 33 см. Глубина заложения фундамента незначительная. Оставшееся расстояние от бруса обвязки до бетона 40 см, заложено мелкими бетонными блоками размером 20 х 20 х 40 см, что не является фундаментом, так как нагрузка стен на выполненную бетонную доливку и бетонные блоки не передается. Печи на твердом топливе не имеют бетонного фундамента, частично деформированы. Бетонные столбы сечением 36 х 36 см, на которые опираются деревянные главные блоки половых лаг, имеют отклонения от вертикали. Имеются деформации на пристроенных крыльцах. Из-за отсутствия бетонного фундамента, их постоянно ведет. Основа крыльца - деревянные столбы. Периодически весной и осенью от морозного пучения двери не открываются. По периметру ванных комнат (во всех квартирах) в швах соединениях трещины от 1 см и более. По периметру жилых комнат (во всех квартирах) в швах соединениях трещины от 1 см и более. В квартире N осела печь.
Министерством труда, социального развития и занятности населения Республики Алтай 15 июля 2019 г. также проведена проверка, в ходе которой установлено, что в квартире N треснуто окно, имеются трещины в стыках стен ванной комнаты, жилой комнаты, в туалете дверь не закрывается, в жилой комнате отходит плинтус, из пола и потолка выходят гвозди, в зимнее время промерзает входная дверь; в квартире N входная дверь не открывается, задевает за пол крыльца, в зимнее время промерзает, дверь в ванную комнату не закрывается, имеются трещины в стыках стен кухни, жилой комнаты, ванной комнаты, печь в аварийном состоянии; в квартире N в стыках стен прихожей, ванной, жилой комнате имеются трещины, печь треснула, деформирован линолеум, выходят гвозди из пола и потолка, крыльцо отошло от стен дома, в зимнее время промерзает входная дверь; в квартире N в зимнее время перемерзает входная дверь, трещины в стыках стен кухни, ванной, жилой комнаты, имеется щель в полу. В подвальном помещении дома имеются 2 бетонные тумбы посередине, которые служат опорой для печи квартир N и N Опоры для печей квартир N и N служат деревянные доски.
ДД.ММ.ГГГГ г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" составило экспертное заключение N которым установлено, что условия проживания в квартире Сурбашевой Ш.М, расположенной по "адрес", не соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
ДД.ММ.ГГГГ. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" составило экспертное заключение N которым установлено, что условия проживания в квартире Торгаковой (Левченко) Е.В, расположенной по адресу "адрес" не соответствует п. 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
ДД.ММ.ГГГГ г. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай" составило экспертное заключение N которым установлено, что условия проживания в квартире Кыпчаковой О. А, расположенной по "адрес" не соответствует п. 4.1, 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
ДД.ММ.ГГГГ г. прокурор г. Горно-Алтайска внес представление директору бюджетного учреждения Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" Соломатиной Т.В, в котором требовал принять меры по приведению в соответствие санитарным и иным требованиям жилое помещение по "адрес", решить вопрос о предоставлении иных жилых помещений Кыпчаковой О.А. и Левченко Е.В. по договору социального найма специализированного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ. Министерство регионального развития Республики Алтай обратилось в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к застройщику указанного 4-квартирного жилого дома, расположенного по "адрес" Кудирмекову В.Н. о возложении обязанности устранить выявленные недостатки работ, выполненных по государственным контрактам N от ДД.ММ.ГГГГ а именно: установить ленточный фундамент; установить бетонный фундамент под печами в квартирах N; устранить деформации пристроенных крылец; устранить щели и трещины в швах соединениях внутри жилых помещений в квартирах N N; устранить деформации печей в квартирах N за счет собственных средств разработать проектные решения по ремонту и усилению конструкций дефектных ростверков путем привлечения лица, имеющего правовые основания для разработки указанных проектных решений; безвозмездно устранить недостатки работ.
ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай утвердил мировое соглашение между Министерством регионального развития Республики Алтай и Кудирмековым В.Н, согласно которому Кудирмеков В.Н. обязуется безвозмездно устранить выявленные в пределах гарантийного срока недостатки работ, выполненных в рамках государственных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ г, а именно установить ленточный фундамент; установить бетонный фундамент под печами во всех квартирах; устранить деформацию пристроенных крылец; устранить щели и трещины в швах соединениях внутри жилых помещений; устранить деформацию печей, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ г. за счет собственных финансовых и материальных средств.
ДД.ММ.ГГГГ г. Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай выдан исполнительный лист на принудительное исполнение определения суда от ДД.ММ.ГГГГ г. об утверждении мирового соглашения, поскольку в срок до ДД.ММ.ГГГГ г. Кудирмеков В.Н. строительные дефекты (недостатки) в квартирах истцов не устранил.
На основании данного исполнительного листа постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ г. в отношении должника Кудирмекова В.Н. возбуждено исполнительное производство N, однако строительные дефекты (недостатки) в 4-квартирном жилом доме, расположенном по адресу "адрес", не устранены по настоящее время.
Заключением экспертов от ДД.ММ.ГГГГ г..N N ООО "Специализированная фирму "РусЭксперТ" установлено, что при строительстве 4-квартирного жилого дома, расположенного по "адрес" допущены следующие нарушения: отсутствие вертикальной гидроизоляции фундамента и стен подполья; отсутствие теплоизоляции стен подполья; отсутствие гидроизоляции в местах примыкания деревянных конструкций к стенам подполья; следы замачивания участка стены подполья; монтажная пена в стыках кладки стены подполья; повреждены фасадные элементы в местах примыкания крылец; деформация в виде сколов/трещин покрасочного слоя, неровности оштукатуренных поверхностей, дефекты обоев; примыкания перегородок к перекрытиям и стенам содержат трещины шириной раскрытия до 10 мм; прогибы обшивки потолка из гипсокартона до 10 мм на 1 м; образование щелей между досками до 5 мм, заполненные со стороны подполья монтажной пеной, отклонения от плоскости превышают предельно допустимое значение; отсутствие на кровле элементов снегозадержания и ливневой водосточной системы; отсутствует огнебиозащитная обработка стропильной системы; дверные полотна осели или имеют неплотный притвор по периметру коробки, приборы частично утрачены или неисправны, дверные коробки (колоды) перекошены, наличники повреждены; оконные блоки из ПВХ-профиля имеют повреждения остекления, некоторые створки не открываются, фурнитура работает с "закусыванием"; трещины конструкций печей, разрушение штукатурного слоя; система водоснабжения имеет недостаточную теплоизоляционную рубашку, в квартире N водоснабжение отсутствует в связи с промерзанием трубопровода; система канализации в нерабочем состоянии - колодцы переполнены массам льда, перемещение канализационных стоков невозможно. Причиной образования дефектов является нарушение технологии строительного производства при возведении здания.
Строительство осуществлялось без проектной документации, а значит застройщик должен был руководствоваться действующими нормативами и стандартами в области строительства, и при необходимости собственными силами разрабатывать проектные решения. Жилые помещения, расположенные по адресу "адрес" не соответствуют строительным нормам и правилам, не соответствуют требованиям санитарных и противопожарных норм и правил, не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г..N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", а значит не пригодно для постоянного проживания. Эксперт пришел к выводу, что в связи с имеющимися строительными недостатками (дефектами) 4-квартирный жилой дом, расположенный по "адрес" не пригоден для постоянного проживания граждан.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались положениями статей 15, 98.1, 99, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 1 Закона Республики Алтай от 26 марта 2013 г. N12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай", Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Алтай от 17 апреля 2020 г, регулирующими спорные правоотношения.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что обязанность по предоставлению Левченко Е.В, Кыпчаковой О.А, Сурбашевой Ш.М. и Леонгард Е.А. жилых помещений не может быть признана исполненной надлежащим образом, так как им предоставлены жилые помещения, непригодные для проживания в связи с многочисленными значительными строительными дефектами, поэтому Министерство экономического развития Республики Алтай, как уполномоченный орган, обязано вместо ранее предоставленных жилых помещений, расположенных по "адрес" непригодных для постоянного проживания, предоставить материальным истцам иные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" Республики Алтай, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
Суды установив, что спорный жилой дом возведен без проекта, с нарушением строительных норм и правил, и на момент предоставления квартир истицам имел такие недостатки, которые исключали возможность использования его для постоянного проживания граждан в силу небезопасности строительных конструкций и нарушения строительных норм.
С учетом обстоятельств дела, суды пришли к законному выводу о том, что установленная законом обязанность по обеспечению жилыми помещениями истцов, ответчиком не выполнена, пригодные для проживания жилые помещения истцам не предоставлены.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не учтено, что Порядком предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 17 апреля 2020 г. N144, определена процедура однократного предоставления жилых помещений, которая имеет заявительный характер, что приказы Министерства труда и социального развития Республики Алтай о предоставлении жилых помещений не отменены, истцы не восстановлены в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на законность оспариваемых судебных постановлений не влияют, поскольку правового значения для разрешения возникшего спора, предметом которого является надлежащее исполнение ответчиком обязанности по предоставлению жилья, не имеют.
Доводы кассационной жалобы о том, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, установленный законом порядок не соблюден, истцы с заявлениями в межведомственную комиссию не обращались, у Минэкономразвития Республики Алтай отсутствуют основания для предоставления иных жилых помещений указанным гражданам в связи с тем, что спорные квартиры не признаны комиссией непригодными к проживанию, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Положения части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации и связанные с ней нормативные акты, охватывают случаи, когда жилое помещение признается непригодным для проживания именно в ходе его эксплуатации после состоявшегося предоставления, но не может применяться к правоотношениям, связанным с исполнением обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение. Иной подход напрямую нарушал бы требования специального закона о предоставлении лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, пригодного для проживания.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационные жалобы ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержат, позиция подателей жалоб направлена на иную правовую оценку обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 28 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Министерства финансов Республики Алтай Чирковой А.К, представителя Министерства экономического развития Республики Алтай Тупикина В.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.