Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В.
судей: Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-402/2021 (N по иску Военного прокурора Иркутского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице военного комиссариата Иркутской области, ФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области" к Северенчук В.А. о взыскании незаконно выплаченной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения
по кассационной жалобе Северенчук В.А. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения, участвующих в деле посредством видеоконференц-связи Северенчук В.А, ее представителя Пушкарь А.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военным прокурором Иркутского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице военного комиссариата Иркутской области, ФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области" подан иск к Северенчук В.А.о взыскании незаконно выплаченной суммы жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой Иркутского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России требований законодательства о жилищных правах.
Указанной проверкой установлено, что 22 апреля 2004 г. с Северенчук В.А. заключен договор найма жилого помещения в домах Минобороны России N, согласно которому, последняя приобрела право на проживание в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес".
Приказом командующего войсками Сибирского военного округа от 28 ноября 2009 г. N подполковник медицинской службы Северенчук В.А. уволена с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с 27 марта 2010 г. исключена из списков личного состава воинской части и направлена для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата г. Шелехов Иркутской области. Согласно материалам личного дела, общая продолжительность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет более 20 лет. Следовательно, Северенчук В.А. приобрела право на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны России, предусмотренное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
11 марта 2013 г. Шелеховским городским судом Иркутской области принято решение о признании за ФИО7 (дочь ФИО1) и ФИО8 (внучка ФИО1) права на приватизацию квартиры "адрес". В ходе судебного заседания Северенчук В.А. вышеуказанные требования поддержала, тем самым, реализовав свое право, предусмотренное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Истец указывает на то, что, скрывая вышеизложенные обстоятельства, 6 июня 2016 г. Северенчук В.А. на имя начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России предоставлены недостоверные сведения об отсутствии у нее и членов ее семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, а также об отсутствии жилых помещений специализированного жилого фонда. 5 февраля 2018 г. Северенчук В.А. и членами ее семьи подписано соглашение о сдаче квартиры "адрес" в течение 4 месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет. Тем самым, на основании предоставленных недостоверных сведений, а также умолчании о вышеизложенных обстоятельствах должностными лицами 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России от 9 февраля 2018 года принято решение N о предоставлении Северенчук В.А. и членам ее семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 4 854 006 рублей. Согласно платежному поручению от 14 февраля 2018 года NФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области" на банковский счет, принадлежащий Северенчук В.А, перечислены денежные средства в размере 4 854 006 рублей. В дальнейшем при осуществлении 3 отделом ("адрес") ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России контроля за исполнением соглашения о сдаче жилого помещения было установлено, что занимаемое жилое помещение по адресу: "адрес" не может быть сдано Минобороны России, поскольку 31 августа 2018 г. ФИО8 и ФИО7 зарегистрировано право собственности на указанную квартиру.
Таким образом, Северенчук В.А. реализовано право на жилое помещение по договору социального найма, на которое решением Шелеховского городского суда Иркутской области за ее членами семьи признано право на приватизацию. Учитывая приватизацию жилого помещения и, как следствие, отсутствие возможности сдать квартиру Минобороны России, основания для обеспечения Северенчук В.А. жилищной субсидией отсутствовали, она подлежала снятию с учета нуждающихся в получении жилищных помещений.
6 августа 2020 г. начальником 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России принято решение N об отмене решения от 9 февраля 2018 г. N о предоставлении жилищной субсидии Северенчук В.А. и членам ее семьи. Выплаченные ответчику денежные средств в размере 4 854 006 рублей являются неосновательным обогащением и подлежат, по мнению истца, взысканию в доход государства.
Военный прокурор Иркутского гарнизона действующий в защиту интересов Российской Федерации в лице военного комиссариата Иркутской области, ФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области" просил суд взыскать с Северенчук В.А. в пользу ФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области" незаконно выплаченную сумму жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 4 854 006 рублей.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 марта 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г, исковые требования удовлетворены
Постановлено взыскать с Северенчук В.А. в пользу Федерального казенного учреждения "УФО Минобороны России по Иркутской области" незаконно выплаченную сумму жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 4 854 006 рублей.
Взыскана с Северенчук В.А. государственную пошлину в бюджет Шелеховского муниципального района в размере 32 470 рублей 03 копейки.
Определением Шелеховского городского суда Иркутской области от 17 июня 2021 г. произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора на стороне истца ФГКУ "Центррегионжилье" на правопреемника ФГАУ "Росжилкомплекс".
Северенчук В.А. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представители ФГАУ "Росжилкомплекс", ФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения ответчика и ее представителя Пушкарь А.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, полагавшего доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По настоящему делу нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Северенчук В.А. проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 24 января 1994 г. по 12 марта 2010 г, выслуга лет составляет 16 лет в календарном исчислении, 28 лет в льготном исчислении, состав семьи: сын ФИО9, внучка ФИО8
В соответствии с договором N найма жилого помещения в домах МО РФ от 22 апреля 2004 г, заключенным между Домоуправлением N (КЭЧ Шелеховского района, наймодатель) и Северенчук В.А. (наниматель), членами ее семьи ? дочерью ФИО9, сыном ФИО9, на основании ордера N от 16 апреля 2004 г, выданного КЭЧ Шелеховского района, и договора пользования служебным жилым помещением б/н, наймодателем нанимателю и членам его семьи предоставлено в возмездное пользование изолированное жилое помещение, состоящее из 3-х комнат в отдельной квартире, общей площадью 48, 8 кв.м, по адресу: "адрес". Срок найма для "служебных" помещений устанавливается на время службы в в/ч.
29 января 2009 г. Северенчук В.А. обратилась с рапортом на имя командира войсковой части N с просьбой ходатайствовать перед командованием о предоставлении ей в собственность жилой площади в городе Иркутске, в связи с увольнением из Вооруженных Сил Российской Федерации по предельному возрасту, указав, что в настоящее время проживает в служебной квартире в закрытом военном городке в "адрес".
Согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии войсковой части N от 30 июля 2009 г. подполковник м/с Северенчук В.А. признана нуждающейся в постоянной жилой площади в избранном месте жительства.
Из выписки из приказа командующего войсками Сибирского военного округа (по личному составу) N от 28 ноября 2009 г. следует, что подполковник Северенчук В.А. в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы уволена с военной службы с зачислением в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N (по строевой части) N от 12 марта 2010 г. подполковник медицинской службы Северенчук В.А. с 27 марта 2010 г. исключена из списков личного состава и всех видов обеспечения и полагается убывшей для постановки на воинский учет в отдел военного комиссариата Иркутской области по г. Шелехов.
Из материалов дела следует, что 6 июня 2016 г. Северенчук В.А. обратилась с заявлением к начальнику 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о перечислении субсидии, в котором просила перечислить ей субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), указав в качестве членов семьи сына ФИО9, внучку ФИО8
Северенчук В.А. сообщила о себе и своих членах семьи ФИО9 (сын), ФИО8 (внучка), в частности: об отсутствии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности; о неучастии в приватизации жилых помещений; об отсутствии сведений о ранее занимаемых жилых помещениях по договорам социального найма и (или) сведения о владении ранее жилыми помещениями на праве собственности; о неполучении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственных жилищных сертификатов; о наличии жилого помещения специализированного жилищного фонда, занимаемого военнослужащими и (или) членами их семей.
5 февраля 2018 г. 3 отдел (г. Иркутск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (уполномоченный орган) и гражданин - подполковник медицинской службы запаса Северенчук В.А. заключили соглашение о сдаче жилого помещения в течение 4-х месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет.
Пунктом 2 указанного соглашения предусмотрено, что условием для перечисления гражданину жилищной субсидии является сдача гражданином и членами семьи (иными лицами, проживающими в жилом помещении) жилого помещения жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации (муниципального жилищного фонда) по адресу: "адрес".
Решением начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ N от 9 февраля 2018 г. подполковнику медицинской службы запаса Северенчук В.А. и совместно проживающим с ней членам семьи - (детям) ФИО9 и (иным членам семьи, внучка) ФИО10 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере 4 584 006 рублей.
Из платежного поручения N от 14 февраля 2018 г. следует, что в ПАО "Сбербанк России" Иркутское городское ОСБ N переведена субсидия гражданам на приобретение жилья военнослужащих согласно реестра. В реестре, в числе прочих, указана Северенчук В.А, счет 42 N, сумма 4 854 006 рублей.
23 августа 2018 г. начальником 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в адрес Северенчук В.А. направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в нарушение условий соглашения от 5 февраля 2018 года ответчик и члены ее семьи в течение четырех месяцев с момента перечисления жилищной субсидии на банковский счет не освободили занимаемое ими на основании договора N от 22 апреля 2004 г. жилое помещение.
Заочным решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 11 марта 2013 г, вступившим в законную силу 18 апреля 2013 г, по гражданскому делу N за ФИО7 (дочь ФИО1), ФИО8 (внучка ФИО1) признано право на приватизацию и право равнодолевой собственности по 1/2 доли каждому на жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью 48, 8 кв.м, по адресу: "адрес"
В материалах гражданского дела N имеется согласие "адрес"7 ФИО9 на отказ от права на приватизацию квартиры, находящейся по адресу: "адрес", удостоверенное нотариусом Шелеховского нотариального округа Иркутской области ФИО11 Северенчук В.А. отказалась от права приватизации на указанную квартиру в судебном заседании 11 марта 2013 г, о чем представила суду письменное заявление.
31 августа 2018 г. право собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" зарегистрировано за ФИО7 и ФИО8
Из договора N социального найма жилого помещения от 7 декабря 2010 г. следует, что ФГУ "Красноярская КЭЧ района" передала ФИО12 и членам его семьи - ФИО13 (супруга), ФИО14 (сын), ФИО12 (сын), ФИО7 (невестка) в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 2-хкомнат, по адресу: "адрес", для проживания в нем.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 июля 2020 г. отказано в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Северенчук В.А, ФИО7, ФИО8 об обязании исполнить соглашение о выселении из занимаемого жилого помещения по адресу: "адрес", относящегося к специализированному жилищному фонду и закрепленному за Министерством обороны Российской Федерации, без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
Решением N от 6 августа 2020 г. об отмене решения начальника 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центррегионжилье", в связи с обстоятельствами, установленными решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 16 июля 2020 г, решение N от 9 февраля 2018 г. о предоставлении жилищной субсидии Северенчук В.А. и членам ее семьи, отменено как незаконное.
13 августа 2020 г. в указанное решение внесены изменения, в качестве основания снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания указан пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации - утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", установив, что Северенчук В.А. и члены ее семьи - сын ФИО9, внучка ФИО8 реализовали свое право на получение жилого помещения и распорядились им, при этом ответчик скрыла данный факт от истца, денежные средства на приобретение жилого помещения, перечислены ответчику в отсутствие правовых оснований, ответчиком Министерству обороны Российской Федерации в лице ФКУ "УФО Минобороны России по Иркутской области" указанные денежные средства до настоящего времени не возвращены, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В развитие конституционных положений о праве каждого на жилище Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации), в том числе путем обеспечения жилыми помещениями на условиях договора социального найма жилого помещения.
Законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, установилспециальный порядок передачи (заселения) жилых помещений для ряда категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащих.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 14 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных правовых норм видно, что Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в качестве обязательного условия обеспечения жилым помещением военнослужащих за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилого помещения предусмотрена сдача ранее занимаемого жилого помещения гражданами - участниками подпрограммы и совместно проживающими с ними членами их семей.
Пунктом 9 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (Приложение N 1 к Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязаны в течение тридцати дней сообщать в структурные подразделения уполномоченного органа об изменении сведений в ранее представленных ими документах, подтверждающих право быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, с предоставлением соответствующих документов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Установив, что истцом и членами ее семьи было реализовано право на получение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", ранее предоставленного по договору найма жилого помещения, и распоряжения им, ответчик скрыла указанный факт от истца, как при обращении с заявлением к начальнику 3 отдела (г. Иркутск) ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о перечислении субсидии, так и при заключении между уполномоченным органом и ответчиком соглашения о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии, Северенчук В.А. были получены денежные средства жилищной субсидии в размере 4 854 006 рублей, суды первой и апелляционной инстанций пришли правомерному выводу, что Северенчук В.А. безосновательно получила выплату жилищной субсидии в размере 4 854 006 рублей, которая подлежит возврату.
Доводы кассатора о сохранении нуждаемости после передачи квартиры в собственность ФИО7 и ФИО8, отсутствии со стороны ответчика неосновательного обогащения, не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права регулирующих спорные правоотношения, без учета особенностей обеспечения жилым помещением военнослужащих за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилого помещения, установленных вышеприведенным правовым регулированием.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность решения, либо опровергают выводы судов, в связи с чем являются несостоятельными.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационных жалоб.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, не допущено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 2 марта 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 16 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Северенчук В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.