Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-160/2021, УИД: 22RS0059-01-2021-000184-24 по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Атамановой Галины Ивановны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, по кассационным жалобам Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть - Пристанскому району" и Минсоцзащиты Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 8 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Усть-Пристанского района Алтайского края, действуя в интересах Атамановой Г.И, обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Усть- Пристанскому району" (далее по тексту также - КГКУ УСЗН, Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении с 1 января 2018г. предоставления Атамановой Г.И. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"); возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2018г. по 2 ноября 2018г. и произвести перерасчет.
Требования мотивированы тем, что Атаманова Г.И. проживает в жилом помещении, расположенном по "адрес", является ветераном труда Алтайского края и инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию бессрочно. Как инвалид она является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг (холодное водоснабжение, электроснабжение, отопление, обращение с ТКО). До 1 января 2018г, имея одновременно звание "Ветеран труда Алтайского края" и статус инвалида, истец являлась получателем компенсаций по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг по двум основаниям. С 1 января 2018г. выплата Атамановой Г.И, как ветерану труда, ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения, в том числе на оплату услуг по вывозу жидких бытовых отходов, прекращена в связи со вступлением в силу Закона Алтайского края от 30 ноября 2016г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан". Прокурор считает данные действия неправомерными, поэтому в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту прав Атамановой Г.И.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 8 июня 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 августа 2021 г, иск удовлетворен. Признаны незаконными действия Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району", выразившиеся в прекращении с 1 января 2018 г. предоставления Атамановой Г.И. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов".
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" обязано предоставить Атамановой Г.И. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2018 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет.
В кассационных жалобах представители Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть - Пристанскому району" Труфанова М.М. и Минсоцзащиты Алтайского края Оськина Н.В. просят об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что Атаманова Г.И. является инвалидом "данные изъяты" группы и ветераном труда Алтайского края; проживает в жилом помещении, расположенном по "адрес".
Как инвалид Атаманова Г.И. состоит на учете в Управлении социальной защиты населения в числе граждан, получающих меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и является получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг (холодное водоснабжение, электроснабжение, электроснабжение ОДН, сниженный газ в баллонах, отопление, обращение с ТКО).
Атаманова Г.И, как ветеран труда, до 1 января 2018г. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (взнос на капитальный ремонт, вывоз ТБО).
Таким образом Атаманова Г.И. получала меры социальной поддержки по различным основаниям.
С 1 января 2018г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Атамановой Г.И. прекращена на основании пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установив, что по состоянию на 1 января 2018 г. истец имела для получения мер социальной поддержки одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством, (ветеран труда) и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством, (инвалид), причем данные основания не относятся одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной поддержки, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по прекращению предоставления Атамановой Г.И. с 1 января 2018 г. мер социальной поддержки на основании Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", как ветерану труда.
Принимая во внимание пункт 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что только со 2 ноября 2018 г. Атаманова Г.И. имеет право на предоставление мер социальной поддержки или как инвалид, или как ветеран труда по своему выбору, а ранее вправе была получать эти меры по двум основаниям одновременно (федеральному и региональному), в связи с чем возложил на ответчика обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" с 1 января 2018 г. по 2 ноября 2018 г.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что судом первой инстанции при рассмотрении дела были исследованы все имеющиеся доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В вводной части Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 10 и 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий на территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (далее - Закон Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов").
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" для ветеранов труда предусмотрены меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуг и, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действовавшей с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2016 г.) при наличии у тружеников тыла и ветеранов труда права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставлялась по одному основанию по выбору граждан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1 января 2017 г. вступил в силу Закон Алтайского края от 30 ноября 2016г.N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан" (далее - Закон Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС), в котором пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" изложен в новой редакции "гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством".
Исходя из буквального толкования пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС, положение о том, что меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, распространяется на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям только по законодательству Алтайского края.
Законом Алтайского края от 2 ноября 2018 г. N 89-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан", вступившим в силу со 2 ноября 2018 г, внесены изменения в статью 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", согласно данной статьи в новой редакции гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Российской Федерации и Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном для одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суды пришли к правомерному выводу, что ограничения установленные пунктом 1 статьи 6 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016г. N 87-ЗС, распространяются на граждан, относящихся к нескольким льготным категориям, меры социальной поддержки которым предоставлены законодательством Алтайского края.
Вместе с тем, поскольку по состоянию на 1 января 2018 г. Атаманова Г.И. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась, она имела право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветеран труда с 1 января 2018 г. по 2 ноября 2018 г.
Таким образом, доводы кассационных жалоб о неправильном применении судами норм материального права и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, фактически направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права и установленные судебными инстанциями фактические обстоятельства дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Ссылки в кассационных жалобах на судебную практику по аналогичным делам не имеют правового значения, поскольку такие судебные акты не имеют отношения к рассматриваемому спору, были приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем преюдициального значения для разрешения настоящего дела не имеют.
В кассационных жалобах не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда, и нуждающихся в дополнительной проверке.
Иные доводы кассационных жалоб были предметом оценки суда апелляционной инстанции, с которой суд кассационной инстанции согласен, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов судов, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, допущенных судами первой и второй инстанции при вынесении оспариваемых судебных актов, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем на основании части 3 статьи 390 и части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 8 июня 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть - Пристанскому району" и Минсоцзащиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.