Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей Зайцевой Е.Н, Уфимцевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N N по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к Сердюкову Александру Васильевичу, Заболотскому Александру Владимировичу, Мироновскому Александру Владимировичу, Шепету Леониду Ивановичу, Яо Тао, Гапановичу Александру Витальевичу, Бондаренко Ирине Викторовне, Ештокину Дмитрию Ивановичу, администрации Иркутского районного муниципального образования о признании недействительными постановлений, истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 31 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратилось в суд с иском к ответчикам, указав в обосновании требований, что по обращению министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка относимости земельного участка с кадастровым номером N к землям, находящимся в федеральной собственности, законности возникновения прав на образованные из него земельные участки, в том числе с кадастровыми номерами N. Спорные земельные участки на основании постановлений администрации Иркутского районного муниципального образования предоставлены бесплатно под садоводство, находятся в собственности ответчиков, право собственности зарегистрировано. По мнению истца, земельный участок с кадастровым номером N и образованные из него земельные участки фактически образованы из земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, выбыли из федеральной собственности помимо воли. На основании постановления главы Иркутского района от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ГНУ ИНИИСХ СО РАСХН. Данный земельный участок является многоконтурным, в состав которого входит контур с кадастровым номером N. Согласно заключению кадастрового инженера ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым номером N изменена в сторону уменьшения, возможно, за счет предоставления части контура земельного участка как на земельные участки, расположенные на неразграниченной территории.
Кроме того, земельные участки расположены в пределах границ второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г..Иркутска (Ершовский водозабор), частично в 20-метровой береговой полосе общего пользования, в связи с чем, ограничены в обороте. В связи с чем, оснований для предоставления земельных участков в собственность граждан для дачного строительства у администрации Иркутского районного муниципального образования не имелось, участки переданы гражданам с превышением полномочий, с нарушением прав Российской Федерации, подлежат истребованию из чужого незаконного владения ответчиков.
Истец просил признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Сердюкова А.В. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 1978 кв.м по адресу: "адрес";
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Заболотского А.В. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 1482 кв.м по адресу: "адрес"
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Мироновского А.В. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 967 кв.м по адресу: "адрес";
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Шепет Л.И. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 992 кв.м по адресу: "адрес"
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Шепет Л.И. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 992 кв.м по адресу: "адрес";
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Яо Тао в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 1111 кв.м по адресу: "адрес";
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Ештокина Д.И. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 947 кв.м по адресу: "адрес";
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Гапанович А.В. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 1930 кв.м по адресу: "адрес";
признать недействительным постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N; истребовать из чужого незаконного владения Бондаренко И.В. в пользу Российской Федерации с лице ТУ Росимущества в Иркутской области земельный участок с кадастровым номером N площадью 970 кв.м по адресу: "адрес".
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 31.08.2020 г. исковые требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2021 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области просит судебные акты отменить, указывает на нарушение норм материального и процессуального права. Настаивает на обоснованности и доказанности заявленных требований. Указывает, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки приобретено в установленном порядке и на момент приобретения данные участки не относились к землям, право собственности на которые не было разграничено. Также ссылается на то, что спорные участки отнесены к земля ограниченным в обороте. Оспаривает выводы судов о том, что истцом пропущен срок исковой давности.
На доводы кассационной жалобы представителем Ештокина Д.И. Наджаровой Н.С. поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
В силу ч, 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований не имеется.
Так, согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 8182 га с кадастровым номером N.
Ранее, ДД.ММ.ГГГГ на данный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ГНУ Иркутский НИИСХ СУ РАСХН.
В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ в состав земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 2010 год входило несколько контуров земельных участков, в том числе контур земельного участка с кадастровым номером N (учетный N) площадью 880000 кв.м. По данным кадастровых выписок за 2016 год площадь земельного участка с кадастровым номером N изменена в сторону уменьшения и составила 617690 кв.м. Таким образом, площадь контура уменьшилась на 262310 кв.м.
Из указанного заключения следует, что возможное уменьшение площади произошло за счет предоставления части контура земельного участка, как расположенного на не разграниченной территории.
Судами также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером N площадью 3709 кв.м по адресу: "адрес" поставлен на кадастровый учет. Из данного земельного участка образованы земельные участки с кадастровыми номерами N, N
Земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Сердюкову А.В. с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N бесплатно под садоводство, из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N, принадлежит на праве собственности Заболотскому А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N N бесплатно под садоводство, из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N, принадлежит на праве собственности Мироновскому А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N бесплатно под садоводство Пещерову Г.И, из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N, принадлежит на праве собственности Шепету Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N бесплатно под садоводство Косян Т.Р, из земель сельскохозяйственного назначения, образован путем раздела предоставленного СНТ "Строитель-2" земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N принадлежит на праве собственности Шепету Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N, предоставлен бесплатно под садоводство Столяровой О.С, из земель сельскохозяйственного назначения, образованного путем раздела предоставленного СНТ "Строитель-2" земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N принадлежит на праве собственности Яо Тао с ДД.ММ.ГГГГ, согласно постановлению администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N, предоставлен бесплатно под садоводство Медведевой Н.Г, из земель сельскохозяйственного назначения, образованного путем раздела предоставленного СНТ "Строитель-2" земельного участка.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N, принадлежит на праве собственности Ештокину Д.И. с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N N бесплатно под садоводство, из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности Гапановичу А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N N бесплатно под садоводство, из земель сельскохозяйственного назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N участок N, принадлежит на праве собственности Бондаренко И.В. с ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен постановлением администрации Иркутского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ N N бесплатно под садоводство ФИО18, из земель сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции на основании заявления ответчиков, в соответствии со ст. ст. 301, 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований, применив срок исковой давности.
Суд кассационной инстанции оснований для переоценки выводов судов не находит.
Доводы кассационной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки приобретено в установленном порядке и на момент приобретения данные участки не относились к землям, право собственности на которые не было разграничено, не могут быть приняты во внимание, не опровергают выводы судов, отказавших в удовлетворении требований за пропуском срока исковой давности.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов о пропуске истцом срока исковой давности, о том, что истец узнал о нарушении своего права из обращения министерства имущественных отношений Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, основаны на неверном толковании норм права.
Выводы судов согласуются с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в и. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" о том, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суды обоснованно исходили из того, что ДД.ММ.ГГГГ истец из подготовленного по его заказу заключения кадастрового инженера ФИО12 узнал о нарушении своего права, мог и должен был установить, кто являлся надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с данным заключением, в состав земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ входило несколько контуров земельных участков, имеющих уникальные характеристики (кадастровые номера); в состав исходного исследуемого участка (кадастровый N) входил земельный участок с кадастровым номером N площадью 880000 кв.м и был зафиксирован в кадастровой выписке под учетным номером N.
На ДД.ММ.ГГГГ, спорные земельные участки с кадастровыми номерами N были поставлены на кадастровый учет, право собственности ответчиков на них зарегистрировано.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к верному выводу, что ТУ Росимущества в Иркутской области из указанного выше заключения могло узнать не только, кто является ответчиками по настоящему спору, но и характеристики земельных участков, однако с иском Территориальный орган обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 31 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 20 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.