Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2644/2021 (УИД 55RS0001-01-2021-003564-87) по иску Колосова Дмитрия Олеговича к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Омску о зачете время участия в контртеррористических операциях в выслугу лет и в срок службы в специальном звании в льготном исчислении, обязании произвести перерасчет размера пенсии, внесении изменений в приказ, по кассационной жалобе Колосова Дмитрия Олеговича на решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 11 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 августа 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Колосов Дмитрий Олегович (далее - Колосов Д.О, истец) обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по г. Омску (далее УМВД России по г. Омску, ответчик) о зачете время участия в контртеррористических операциях в выслугу лет и в срок службы в специальном звании в льготном исчислении, обязании произвести перерасчет размера пенсии, внесении изменений в приказ.
В обоснование своих требований указывал на то, что Колосов Д.О. проходил службу в УМВД России по г. Омску. Приказом УМВД России по г. Омску от 31 марта 2021 г. N 1435 л/с Колосов Д.О. уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с 1 апреля 2021 г. Выслуга лет по состоянию на 1 апреля 2021 г. составляет в календарном исчислении 24 года 8 месяцев, в льготном исчислении 24 года 9 месяцев 20 дней.
С льготным исчислением выслуги лет в количестве 50 дней Колосов Д.О. не согласен, поскольку в период с 29 июля 2001 г. по 19 октября 2001 г. в течение 77 дней Колосов Д.О. находился в служебной командировке в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации - в Чеченской Республике, ежедневно участвовал в проведении контртеррористической операции на территории Чеченской Республики. Согласно решению мирового судьи судебного участка N 92 Центрального административного округа г. Омска от 3 февраля 2004 г. период с 29 июля 2001 г. по 19 октября 2001 г. (77 дней) признан днями фактического участия Колосова Д.О. в проведении контртеррористической операции в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации - в Чеченской Республике.
Колосов Д.О. просил суд включить время фактического (непосредственного) участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии и в срок службы в специальном звании на льготных условиях из расчета один день службы за три дня, обязать УМВД России по г. Омску произвести перерасчет льготной выслуги, внести изменения в приказ УМВД России по г. Омску от 31 марта 2021 г. N 1435 л/с об его увольнении.
Решением Кировского районного суда г. Омска Омской области от 11 июня 2021 г. исковые требования Колосова Д.О. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 августа 2021 г. решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 11 июня 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Колосов Д.О. просит об отмене судебных актов как незаконных.
УМВД России по г. Омску, УМВД России по Омской области поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Колосов Д.О. проходил службу в органах внутренних дел, приказом УМВД России по г. Омску от 31 марта 2021 г. N 1435 л/с был уволен со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) с 1 апреля 2021 г.
Выслуга лет по состоянию на 1 апреля 2021 г. составляет в календарном исчислении 24 года 8 месяцев, в льготном исчислении - 24 года 9 месяцев 20 дней.
Из расчета выслуги лет Колосова Д.О. следует, что период нахождения Колосова Д.О. в служебной командировке в Северо-Кавказском регионе засчитан с 19 июля 2001 г. по 19 октября 2001 г. из расчета 1 день за 1, 5 дней, за исключением периодов с 27 августа 2001 г. по 28 августа 2001 г, с 17 сентября 2001 г. по 18 сентября 2001 г, со 2 октября 2001 г. по 3 октября 2001 г, которые засчитаны из расчета 1 день за 3 дня.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 92 Центрального административного округа г. Омска от 3 февраля 2004 г. 77 дней из периода с 29 июля по 19 октября 2001 г. признаны днями фактического участия Колосова Д.О. в проведении контртеррористических операций в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации - в Чеченской Республике. С УВД Омской области в пользу Колосова Д.О. взыскана задолженность по выплате денежного вознаграждения за 77 дней из указанного периода.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку несение службы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в особых условиях, не тождественно непосредственному участию в проведение контртеррористических (боевых) операциях. Участие в контртеррористических операциях устанавливается непосредственно руководителями оперативного штаба объединенной группировки войск по проведению контртеррористической операции. Установив, что Колосову Д.О. засчитаны дни непосредственного участие в контртеррористических операциях с 27 августа 2001 г. по 28 августа 2001 г, с 17 сентября 2001 г. по 18 сентября 2001 г, со 2 октября 2001 г. по 3 октября 2001 г, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для зачета в льготном исчислении иных периодов.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статья 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (действовавшего на момент спорных правоотношений), определяет понятие "контртеррористическая операция", как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Согласно пункту 3 статьи 12 указанного Федерального закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Статьей 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного закона).
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона" сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, включая оперативный штаб, выплачиваются 1, 5 должностного оклада (оклада по воинской должности) и 1, 5 оклада по специальному (воинскому) званию.
Засчитывать лицам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии: 1 месяц службы (военной службы) за 1, 5 месяца (пункт 2 Постановления).
Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", в котором содержится аналогичное положение. Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается:
а) 1 месяц службы (военной службы) за 1, 5 месяца;
в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам органов внутренних дел определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 указанного Постановления в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, было установлено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее также - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно абзацу первому статьи 7 указанного Закона Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Такой Порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих в контртеррористических операциях устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, непосредственное участие сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что приказов о непосредственном участии Колосова Д.О. в контртеррористической операции в период с 19 июля 2001 г. по 19 октября 2001 г. (за исключением периодов с 27 августа 2001 г. по 28 августа 2001 г, с 17 сентября 2001 г. по 18 сентября 2001 г, со 2 октября 2001 г. по 3 октября 2001 г.) не представлено, в связи с чем пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для включения этого периода в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении 1 месяц за 3 месяца службы.
При этом суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили доводы истца о том, что решение мирового судьи судебного участка N 92 Центрального административного округа г. Омска от 3 февраля 2004 г. имеет преюдициальное значение для рассмотрения спора по существу, поскольку по данному делу между сторонами разрешался спор о взыскании денежных сумм за время пребывания истца в командировке на территории Северо-Кавказского региона с 29 июля по 19 октября 2001 г, спор о включении периодов в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии по выслуге лет мировым судьей не разрешался.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются мотивированными, подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым судами дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе во включении спорного периода в выслугу лет в льготном исчислении как 3 дня за 1 день.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 11 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 31 августа 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Колосова Дмитрия Олеговича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.