Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2510/2021 (УИД 54RS0010-01-2021-002443-88) по иску Нагорнюка Владимира Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нагорнюк Владимир Николаевич (далее - Нагорнюк В.Н, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) (далее - УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное), ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) от 28 января 2021 г. N684960/20 Нагорнюку В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Нагорнюк В.Н. не согласен с решением пенсионного органа, считает, что ответчиком необоснованно в льготный стаж истца не засчитаны периоды работы: с 9 сентября 1987 г. по 30 ноября 1988 г. в качестве электромонтера в электрическом цехе на участке по обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики на участке котлотурбинного цеха на Новосибирской ТЭЦ-5; с 1 декабря 1988 г. по 13 марта 2001 г. в качестве электромонтера в электрическом цехе по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики по Новосибирской ТЭЦ-5; с 13 марта 2001 г. по 3 апреля 2003 г. в качестве мастера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики топливоподачи в электрическом цехе Новосибирской ТЭЦ-5. Нагорнюк В.Н. с 9 сентября 1987 г. работал на одном рабочем месте, должностные обязанности его не менялись, работа происходила в тяжелых условиях труда.
Нагорнюк В.Н. просил суд признать незаконным решение УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) от 28 января 2021 г. N684960/20 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы Нагорнюка В.Н, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 9 сентября 1987 г. по 30 ноября 1988 г. в качестве электромонтера в электрическом цехе на участке по обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики на участке котлотурбинного цеха на Новосибирской ТЭЦ-5; с 1 декабря 1988 г. по 13 марта 2001 г. в качестве электромонтера в электрическом цехе по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики по Новосибирской ТЭЦ-5; с 13 марта 2001 г. по 3 апреля 2003 г. в качестве мастера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики топливоподачи в электрическом цехе Новосибирской ТЭЦ-5; обязать ответчика назначить Нагорнюку В.Н, досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 12 октября 2020 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2021 г. исковые требования Нагорнюка В.Н. удовлетворены. Решение УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) от 28 января 2021 г. N684960/20 в части невключения в стаж Нагорнюка В.Н, дающего право на досрочное назначение пенсии страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов его работы: 9 сентября 1987 г. по 30 ноября 1988 г, с 1 декабря 1988 г. по 13 марта 2001 г, с 13 марта 2001 г. по 3 апреля 2003 г. признано незаконным. На УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) возложена обязанность включить Нагорнюку В.Н. в специальный стаж для назначения досрочной пенсии указанные периоды, досрочно назначить Нагорнюку В.Н. страховую пенсию по старости с 12 октября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОПФР по Новосибирской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска (межрайонное) от 28 января 2021 г. N684960/20 Нагорнюку В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
- с 9 сентября 1987 г. по 30 ноября 1988 г. (1 год 2 месяца 22 дня) в качестве электромонтера в электрическом цехе на участке по обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики на участке котлотурбинного цеха на Новосибирской ТЭЦ-5;
- с 1 декабря 1988 г. по 12 марта 2001 г. (12 лет 3 месяца 12 дней) в качестве электромонтера в электрическом цехе по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики на Новосибирской ТЭЦ-5;
- с 13 марта 2001 г. по 3 апреля 2003 г. (2 года 21 день) в качестве мастера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики топливоподачи в электрическом цехе Новосибирской ТЭЦ-5.
Согласно уточняющей справке работодателя в названный период работы Нагорнюк В.Н. работал в электрическом цехе в ЭТЛ по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики топливоподачи, трудовая функция истца заключалась в техническом обслуживании и ремонте устройств релейной защиты и автоматики оборудования топливоподачи.
В состав РЗА группы топливоподачи входят схемы управления, защиты, блокировок, АВР питания, АВР механизмов, сигнализации: 18 конвейеров, 14 качающихся питателей, 6 ленточных питателей, 4 молотковых дробилок, аспирационных установок, систем дымоудаления, двух вагоноопрокидывателей, двух вагонотолкателей, 14 наносов откачки стоков гидросмыва, 6 дробильных машин.
Дробильнофрезерные машины, ленточные питатели, вагоноопрокидыватели, вагонотолкатели входят в комплекс выгрузки вагонов, их панели и шкафы управления находятся в здании разгрузустройства, где непосредственно происходит выгрузка вагонов, это приводит к повышенной запыленности указанных зон обслуживания.
Технологчисекие защиты и блокировки ленточных конвейеров, включая кнопочные посты местного управления находятся в галереях этих конвейеров. За счет пересыпки угля в узлах пересыпки происходит запыление галерей ленточных конвейеров и оборудования технологических защит и блокировок.
Шкафы управления систем металлоудаления и насосов откачки стоков гидросмыва расположены в узлах пересыпки. Местное управление молотковых дробилок, качающихся питателей также находятся в узлах пересыпки.
90% рабочих мест Нагорнюк В.Н. находятся в узлах пересыпки, галереях конвейеров, узлах выгрузки вагонов, где постоянно присутствует вредный фактор - высокая концентрация угольной пыли, что подтверждается аттестацией рабочих мест, установлена доплата за вредность - 8%. В спорный период Нагорнюк В.Н. в других цехах не работал, ремонт оборудования топливоподачи происходит в течении полного рабочего дня. В связи с тем, что подача угля происходит круглосуточно, аварийные ремонты оборудования Нагорнюк В.Н. выполняет и в выходные, и в ночное время.
Удовлетворяя исковые требования Нагорнюка В.Н, суд первой инстанции пришел к выводу о включении спорных периодов работы истца в качестве мастера (электромонтера) по ремонту электрооборудования электростанций (котельного, турбинного и топливоподачи) в особых условиях труда в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку был занят на ремонте электрооборудования в составе котельного, турбинного оборудования и топливоподачи, в местах его установки, в условиях сильной запыленности, истец фактически работал в должности, предусмотренной разделом ХШ "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" код позиции 2140000а-18455.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 г.).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 г.);
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Поскольку спорные периоды имеют место после 1 января 1992 г, то подлежит применению Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455) которого поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, при условии использования твердого топлива.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 11 июля 2002 г. N 516).
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (абзац 2 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (абзац 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" (абзац 4 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно частью 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 67-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование.
Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Учитывая вышеизложенные нормы права, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации выводы судов первой и апелляционной инстанций о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы Нагорнюка В.Н. с 9 сентября 1987 г. по 30 ноября 1988 г. (1 год 2 месяца 22 дня) в качестве электромонтера в электрическом цехе на участке по обслуживанию устройств релейной защиты и автоматики на участке котлотурбинного цеха на Новосибирской ТЭЦ-5; с 1 декабря 1988 г. по 12 марта 2001 г. (12 лет 3 месяца 12 дней) в качестве электромонтера в электрическом цехе по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики на Новосибирской ТЭЦ-5; с 13 марта 2001 г. по 3 апреля 2003 г. (2 года 21 день) в качестве мастера по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики топливоподачи в электрическом цехе Новосибирской ТЭЦ-5 в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует признать правильными.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455) предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, при условии использования твердого топлива.
Наименование должности истца в спорные периоды соответствовала вышеуказанной позиции Списка N 2.
Судами установлено, что характер работы истца в спорный период времени не менялся, при рассмотрении дела подтвержден факт обслуживания и ремонта котельного, турбинного оборудования и топливоподачи, в местах его установки, в условиях сильной запыленности.
Таким образом, само по себе отсутствие на лицевом счете застрахованного лица сведений о льготной работе при наличии надлежащих, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение того обстоятельства, что в течение спорного периода истец осуществлял деятельность поименованную в Списке N 2, не является препятствием для включения периода работы в специальный стаж в льготных условиях труда. Факт работы в льготных условиях подтвержден совокупностью доказательств, в том числе картами аттестации рабочего времени, локальными актами работодателя, а также данный факт подтвержден самим работодателем
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Постоянная занятость истца в должности, поименованной Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" (позиция 2140000а-18455), подтверждена сведениями работодателя, оснований не доверять сведениям у судов не имелось.
Ссылка на то, что наименование должности истца не соответствовало Списку N2, опровергается справкой работодателя.
То обстоятельства, что данные сведения работодателя не были представлены в пенсионный орган, а представлены только по запросу суда, не может являться основанием для отмены правильных по существу судебных актов, с учетом того, что работодатель подтвердил специальный характер работы истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 23 июня 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 14 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Д.А. Гусев
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.