Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-176/2021 (УИД 02RS0002-01-2021-000155-43) по иску Социалова Бекнура Эдуардовича к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным постановления в части, возложении обязанности восстановить в списках, по кассационной жалобе Социалова Бекнура Эдуардовича на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Социалов Бекнур Эдуардович (далее - Социалов Б.Э, истец) обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным постановления в части, возложении обязанности восстановить в списках.
В обоснование своих требований указывал на то, что Социалов Б.Э. с 9 января 2017 г. был поставлен на учет в администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "данные изъяты"
Постановлением администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" N387 от 30 сентября 2020 г. Социалов Б.Э. снят с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и подпункта "и" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N879 (в связи с рождением после 1 января 1992 г.)
Социалов Б.Э. находит данное постановление незаконным, поскольку он с рождения проживал в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, относится к категории "данные изъяты" жилых помещений совместно с членами семьи за пределами Кош-Агачского района не имеет, то есть отвечает всем условиям, необходимым для признания за ним права на получение жилищной субсидии.
Социалов Б.Э. просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" N387 от 30 сентября 2020 г. в части исключения истца из списка и возложить на ответчика обязанность восстановить истца в списках граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "данные изъяты" с даты первоначальной постановки на учет.
Определением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 1 марта 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство регионального развития Республики Алтай, Федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Решением Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. исковые требования Социалова Б.Э. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 июня 2021 г. решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Социалов Б.Э. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Социалов Б.Э. родился 12 февраля 1999 года в с. Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай.
Социалов Б.Э. с момента рождения и до настоящего времени проживает на территории Кош-Агачского района Республики Алтай, ему установлена инвалидность по категории "инвалидность с детства".
Постановлением администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" от 13 января 2017 г. N019 Социалов Б.Э. поставлен на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" от 30 сентября 2020 г. N387 Социалов Б.Э, состоящий в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, снят с соответствующего учета согласно подпункта "и" пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 г, статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Социалов Б.Э, считая действия ответчика по снятию его с учета на получение социальной выплаты для приобретения жилья незаконными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", исходил из того, что право на предоставление единовременной социальной выплаты распространяется на инвалидов с детства в случае их рождения в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 г, однако, Социалов Б.Э. родился позднее этой даты, в связи с чем право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с вышеназванным законом, он не приобрел.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Предоставление гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Статьей 1 указанного Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции от 20 июля 2020 г.) установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 г. и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Действительно, в редакции указанного закона, действующей на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет для получения социальной выплаты для приобретения жилья положение в отношении инвалидов с детства было изложено следующим образом: инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Из системного толкования судами положений указанных выше правовых актов следует, что право граждан, являющихся инвалидами с детства, на получение спорной жилищной субсидии определяется временем прибытия (рождения) в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местности - не позднее 1 января 1992 г, продолжительностью проживания в регионе - не менее 15 календарных лет, а также отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
Расширение круга лиц указанных в статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", имеющих право на жилищные субсидии, действующим законодательством не предусмотрено.
Норма абзаца 3 части 1 статьи 1 названного Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", закрепляющая право инвалидов с детства, родившихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как это следует из ее содержания, находится в нормативном единстве с абзацем 1 части 1 статьи 1 Федерального закона, предусматривающим, что право на получение жилищной субсидии имеют граждане, отвечающие следующим требованиям: прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г.; имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет; не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий; не получавшие субсидий на эти цели.
Кроме того, согласно статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Федеральным законодателем установлены условия, которым должны соответствовать граждане, претендующие на получение жилищной субсидии.
Норма, предусматривающая возможность получения жилищной субсидии инвалидами с детства устанавливает обязательные требования как по времени рождения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - не позднее 1 января 1992 г, так и требование о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет.
Таким образом, доводы жалобы о необходимости применения положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (в редакции до 20 июля 2020 г.) не влекут отмену обжалуемых судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Довод кассационной жалобы о противоречии Федерального закона от 20 июля 2020 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" положениям Конституции Российской Федерации, не принимается во внимание судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку данный нормативный акт никем не оспорен, не отменен, и не признан не действующим.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 12 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 23 июня 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Социалова Бекнура Эдуардовича - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.