N 88-1366/2022
г. Кемерово 21 января 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Варнавской Л.С, рассмотрев гражданское дело N 2-1158/2021 (УИД 04MS0026-01-2021-001737-63) по исковому заявлению НО "Фонд капитального ремонта" к Сарапулову Дмитрию Николаевичу, Сарапуловой Людмиле Анатольевне о взыскании долга по оплате взносов на капитальный ремонт
по кассационной жалобе Сарапулова Д.Н, Сарапуловой Л.А. на решение и.о. мирового судьи судебного участка N1 Северобайкальского района Республики Бурятия от 17 мая 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 16 июля 2021 г.), апелляционное определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 13 сентября 2021 г.
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (далее по тексту- НО "Фонд капитального ремонта") обратилась в суд с иском о взыскании соразмерно долям с ответчиков Сарапуловых задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 24 969 руб. 68 коп, расходов по государственной пошлине в размере 949 руб. 09 коп.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N1 Северобайкальского района Республики Бурятия от 17 мая 2021 г. (с учетом определения об исправлении описки от 16 июля 2021 г.) исковые требования удовлетворены частично. Применен срок исковой давности. С Сарапулова Д.Н. в пользу НО "Фонд капитального ремонта" взыскана задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по "адрес", с учетом принадлежащей 1/2 доли, за период c ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 5 911 руб. 80 коп. С Сарапуловой Л.А. в пользу НО "Фонд капитального ремонта" взыскана задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по "адрес", с учетом принадлежащей 1/2 доли, за период c ДД.ММ.ГГГГ г. в размере 5 911 руб. 80 коп. Взысканы в солидарном порядке с Сарапулова Д.Н, Сарапуловой Л.А. в пользу НО "Фонд капитального ремонта" расходы по уплате госпошлины в размере 472 руб. 94 коп.
Апелляционным определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 13 сентября 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сарапулов Д.Н, Сарапулова Л.А. ставят вопрос об отмене постановленных судебных актов как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Кассаторы не отрицают, что оплата взносов за капитальный ремонт должна производиться соразмерно доли в общем имуществе, при этом полагают неправомерным расчет взносов, производимых от площади их квартиры, которая не является общедомовым имуществом. Указывают, что их доля в общем имуществе МКД не выделялась и не регистрировалась в Росреестре. Госрегистрация права является единственным доказательством существования прав на общее имущество МКД, доли должны быть выделены и зарегистрированы, только в таком случае у них возникают обязательства по их оплате.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчикам принадлежит по 1/2 доле в праве собственности на жилое помещение по "адрес"
Решение о способе формирования фонда капитального ремонта "адрес" собственниками помещений не принято, в силу чего формирование фонда капитального ремонта данного дома производится на счете регионального оператора.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ г. N создана некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества Республики Бурятия", которая в силу статей 178-180 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляет функции регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия.
Общий размер задолженности ответчиков Сарапулова Д.Н, Сарапуловой Л.А. по уплате взносов на капитальный ремонт за период с ДД.ММ.ГГГГ г. составляет 24 969 руб.
Разрешая заявленные исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статей 200, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что ответчики Сарапулов Д.Н. и Сарапулова Л.А, как собственники жилого помещения, расположенного по "адрес", являются лицами, обязанным в силу закона оплачивать ежемесячные взносы в Фонд капитального ремонта. Принимая во внимание, что обязанность собственника помещения по уплате взносов на капитальный ремонт исполнена не была, с учетом применения срока исковой давности, суд признал обоснованными требования истца о взыскании образовавшейся в период с ДД.ММ.ГГГГ. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 5 911 руб. 80 коп. с каждого.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, оставив решение мирового судьи в силе.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они отвечают требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В соответствии с частью 3 статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В рассматриваемом случае размер взносов на капитальный ремонт установлен Постановлениями Правительства Республики Бурятия от 31 октября 2014 г. N 450, от 30 декабря 2015 г. N 680, от 23 декабря 2016 г. N 589, от 17 ноября 2017 г. N 543.
Ответчики Сарапуловы в силу приведенного закона и установленных по делу обстоятельств были обязаны вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период, при этом сам по себе факт отсутствия доказательств выставления ответчику ежемесячных счетов не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Доводы кассационной жалобы о том, что заявителям не выделялась доля в общем имуществе МКД, в силу чего они не должны платить взносы на капитальный ремонт, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании действующего законодательства. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации. Данная обязанность не вытекает из договора, а является обязательной в силу закона.
Кроме того, согласно положениям статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения.
Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:
1) осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
В силу положений статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца, что бремя расходов на оплату капитального ремонта несет Администрация г. Северобайкальск, поскольку является собственником муниципального жилого фонда, что квитанции на оплату выдаются ответчикам не заверенные надлежащим образом не были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, правовая оценка данных доводов не производилась, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судами первой и апелляционной инстанций процессуальных нарушениях, не нашли своего подтверждения, в целом сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, они не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было, нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение и.о. мирового судьи судебного участка N1 Северобайкальского района Республики Бурятия от 17 мая 2021 г. (с учетом определения об исправлении описке от16 июля 2021 г.), апелляционное определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 13 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сарапулова Д.Н, Сарапуловой Л.А. - без удовлетворения.
Судья Л.С. Варнавская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.