Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гусева Д.А, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4368/2021 (УИД 55RS0001-01-2021-006186-78) по иску Москвиной Веры Иосифовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии, по кассационной жалобе Москвиной Веры Иосифовны на решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 4 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Москвина Вера Иосифовна (далее - Москвина В.И, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном округе г. Омска (далее - УПФР в Кировском административном округе г. Омска, ответчик) о возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование своих требований указывала на то, что Москвина В.И. с 12 октября 2015 г. является получателем досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В период с 1 января по 1 июня 2020 г. размер выплачиваемой Москвиной В.И. пенсии составлял 14 844, 91 руб, из которых 8 529, 38 руб. - размер фиксированной выплаты к страховой пенсии; 6 355, 53 руб. - размер страховой пенсии. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии установлен в повышенном размере с учетом проживания Москвиной В.И. в районах Крайнего Севера, а также исходя из наличия у нее льготного страхового стажа работы в такой местности.
С 1 июня 2020 г, в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Омск, пенсионное дело Москвиной В.И. передано на учет в УПФР в Кировском административном округе г. Омска, с данной даты размер пенсии истца уменьшился и стал составлять 12 041, 78 руб, из которых: 5 686, 25 руб. - фиксированная выплата страховой пенсии, 6 355, 53 руб. - страховая пенсия.
Москвина В.И. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии.
Согласно ответу УПФР в Кировском административном округе г. Омска от 12 апреля 2021 г. NМ-187-231, Москвиной В.И. отказано в перерасчете пенсии, поскольку уменьшение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии вызвано переездом Москвиной В.И. из района Крайнего Севера на постоянное место жительства в г. Омск, оснований для увеличения указанной выплаты не имеется, продолжительность работы Москвиной В.И. в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет.
Москвина В.И. с данным отказом не согласна.
Москвина В.И. просила суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с 1 июня 2020 г. с учетом увеличенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Решением Кировского районного суда г. Омска Омской области от 4 августа 2021 г. исковые требования Москвиной В.И. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2021 г. решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 4 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Москвина В.И. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Москвиной В.И. с 12 октября 2015 г. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначена страховая пенсия по старости в размере 10697, 75 рублей.
Продолжительность общего стажа Москвиной В.И. на 1 января 2002 г. на момент назначения пенсии составила 17 лет 1 месяц.
Продолжительность общего стажа Москвиной на 12 октября 2015 г. на дату назначения пенсии составила 29 лет 10 месяцев 2 дня, продолжительность работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 11 месяцев 17 дней.
Районный коэффициент в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа установлен в размере 1, 8.
С 1 августа 2019 г. размер пенсии Москвиной В.И. составил 13 963, 18 рублей, из них 8 001, 29 рублей - повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии, 5 961, 89 рублей - страховая пенсия.
С 1 января 2020 г. пенсионное дело Москвиной В.И. поставлено на учет в УПФР в Кировском административном округе г. Омска.
В связи с переездом Москвиной В.И. к месту жительства в г. Омск размер пенсии с 1 июня 2020 г. составлял 12 041, 78 рублей, из них 5 686, 25 рублей - фиксированная выплата к страховой пенсии, 6 355, 53 рублей - страховая пенсия.
Районный коэффициент в Омской области установлен в размере 1, 15.
Размер пенсии с 1 января 2021 г. составляет 13 083, 11 рублей, в том числе 6 044, 48 рублей - размер фиксированной выплаты, 7 038, 63 рублей - страховая пенсия.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета размера пенсии Москвиной В.И.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что для назначения Москвиной В.И. повышенной фиксированной выплаты оснований не имеется, поскольку продолжительность ее работы в районе Крайнего Севера составляет 14 лет 11 месяцев 17 дней.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента после 1 января 2015 г. в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" рассчитывается из ежегодных, начиная с 1 января 2015 года, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, рассчитанного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяются для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка до 1 января 2002 г. и страховых накоплений на индивидуальном лицевом счете за работу после 1 января 2002 г. на территории Российской Федерации).
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрено, что одновременно с назначением страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата к страховой пенсии, под которой в соответствии с пунктом 6 статьи 3 того же Закона понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам устанавливается в сумме 4 982, 9 рублей в месяц (до 1 января 2018 г. составляла 3 935 рублей в месяц).
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год (часть 6 той же статьи).
При этом размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной указанной выше нормой, с 1 января 2019 г. установлен в сумме, равной 5 334, 19 рублей, с 1 января 2020 г. - 5 686, 25 рублей, с 1 января 2021 г. - 6 044, 48 рублей, а действие части 6 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приостановлено до 1 января 2025 г. (части 8, 13 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены основания и порядок повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Так, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии (часть 4 указанной статьи).
При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частью 4, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 7 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии частью 9 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1-3.1, 8 и 14 настоящей статьи (часть 10 той же статьи).
Частью 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица (часть 12).
Согласно части 13 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.
Правильно применив вышеуказанные нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что переезд Москвиной В.И. на новое место жительства за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не дает ей право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом районного коэффициента, что правомерно повлекло с 1 июня 2020 г. уменьшение размера, полагающейся ей страховой пенсии по старости.
Доводы Москвиной В.И. о наличии оснований для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, устанавливаемой для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обоснованно отклонены судами.
На момент назначения Москвиной В.И. пенсии с 12 октября 2015 г. по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность ее страхового стажа в районах Крайнего Севера составляла 12 лет 4 месяца, куда вошли исключительно периоды работы в такой местности; продолжительность общего страхового стажа - 17 лет 1 месяц, в связи с чем у нее и возникло право на назначение указанной пенсии в возрасте 51 год.
После назначения досрочной страховой пенсии по старости Москвина В.И. продолжила осуществление трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, которую осуществляла вплоть до 31 августа 2018 г, в связи с чем по состоянию на указанную дату стаж ее работы в районах Крайнего Севера составил 14 лет 11 месяцев 17 дней.
Трудовую деятельность, в том числе в районах Крайнего Севера, после 31 августа 2018 г. Москвина В.И. не осуществляла.
В связи с чем, судами правильно определен стаж истца в районах Крайнего Севера 14 лет 11 месяцев 17 дней.
Продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера 15 лет 8 месяцев 12 дней Москвина В.И. определяет по правилам суммирования стажа, с учетом имеющегося у нее периода работы, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности), с 22 мая 2001 г. по 14 марта 2002 г, что обоснованно не принято судами во внимание.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и пунктом 1 статьи 28.1 ранее действующего Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, согласно указанным нормам права при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах к указанной работе действительно приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (пункт 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Однако законом прямо предусмотрено исключение из этого правила, то есть такое суммирование периодов работы не предусмотрено для случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Соответственно для получения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", необходимо иметь не менее 15 календарных лет стажа работы непосредственно в районах Крайнего Севера (правила о суммировании стажа в данном случае не применяются).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 4 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Москвиной Веры Иосифовны - без удовлетворения.
Председательствующий Д.А. Гусев
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.