Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.
судей: Переверзиной Е.Б, Ехаловой Ю.А.
при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.
рассмотрев апелляционные жалобы представителей Управления Росреестра по Курганской области, ООО "Контур Курган" на решение Курганского областного суда от 8 ноября 2021 года по административному делу N3а-64/2021 по иску администрации г. Кургана к Управлению Росреестра по Курганской области, Комиссии при управлении Росреестра по Курганской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества от 11 мая 2021 года N4548, заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелевой И.Л,
УСТАНОВИЛА:
администрация г. Курган, в лице представителя, обратилась в Курганский областной суд с административным иском к Управлению Росреестра по Курганской области, Комиссии при управлении Росреестра по Курганской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества от 11 мая 2021 года N4548, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес" установлена в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 16 декабря 2020 года -1 024 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, находящегося в аренде у ООО "Контур Курган", пересмотрена неуполномоченным органом, поскольку с 1 января 2021 года в Курганской области осуществлен переход к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N могла быть пересмотрена путем установления ее в размере рыночной стоимости только ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости".
Поскольку оспариваемой решение не может порождать юридических последствий, оно подлежит отмене.
Администрацией г. Курган также подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения Комиссии, которое было удовлетворено судом.
Решением Курганского областного суда от 8 ноября 2021 года административное исковое заявление администрации г. Курган удовлетворено.
Суд признал незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 11 мая 2021 года N4548 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной в отчете об оценке, а именно, в размере 1 024 000 рубля.
Исключил из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 1 024 000 рубля.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Курганской области просит отменить указанное судебное постановление, считая его незаконным и необоснованным, постановленным при неправильном применении норм материального права.
В жалобе указано, что в связи с переходным периодом, а также в связи с тем, что ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" объявил о начале приема заявлений об установлении рыночной стоимости в отношении земельных участков только с 1 июня 2021 года, в целях реализации прав граждан на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости сочла возможным принимать заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков до 1 мая 2021 года.
По мнению подателя апелляционной жалобы, суд безосновательно восстановил административному истцу срок для обжалования решения Комиссии, поскольку администрация г. Курган была своевременно уведомлена как о дате рассмотрения заявления ООО "Контур Курган" в Комиссии, так и о принятом решении об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке.
В апелляционной жалобе заинтересованного лица ООО "Контур Курган" также содержится просьба об отмене состоявшегося судебного постановления со ссылкой на пропуск административным истцом установленного законом срока для обжалования решения Комиссии, и безосновательное восстановление указанного срока судом, а также на то, что ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" стал принимать заявления об установлении рыночной стоимости в отношении земельных участков с 1 июня 2021 года.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель административного истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства административный истец был извещен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело с апелляционной жалобой в его отсутствие.
Представители административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело с апелляционной жалобой в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения.
Судом первой инстанции установлено, что между администрацией г. Курган и ООО "Контур Курган" 13 мая 2021 года заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 1497 кв.м, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - объекты дорожного сервиса, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", который в установленном порядке был зарегистрирован Управлением Росреестра по Курганской области.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 16 декабря 2020 года составляла 4 215 701, 70 рублей.
На основании заявления представителя арендатора ООО "Контур Курган" от 16 апреля 2021 года и предоставленного им отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N от 2 апреля 2021 года, выполненного оценщиком ООО "Зеленая планета", 11 мая 2021 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области приняло Решение N4548, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N пересмотрена и установлена, по состоянию на 16 декабря 2020 года, в размере рыночной стоимости, составляющей 1 024 000 рубля.
Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН.
По договору от 11 октября 2021 года N102, заключенному между Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана с ООО "Контур Курган", земельный участок с кадастровым номером N на основании статей 39.1, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации перешел в собственность ООО "Контур Курган", при этом выкупная цена участка была определена в процентном отношении от его новой кадастровой стоимости - 1 024 000 рубля, и составила 512 000 рублей.
Указанные фактические обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела, и не оспаривались участниками судебного разбирательства.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N принято 11 мая 2021 года неуполномоченным органом, в связи с чем, является ничтожным и не порождающим правовых последствий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде.
Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (пункт 1).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменений в Федеральный закон N237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 "Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости".
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ установлено, что рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ, Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22-1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 года.
Таким образом, с указанной даты, для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области и учтенных в ЕГРН, в размере их рыночной стоимости, применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", и не могут применяться ни положения статьи 22 указанного Федерального закона, ни положения 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривается, что кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (пункт 1).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (пункт 15).
Таким образом, с 1 января 2021 года кадастровая стоимость объектов недвижимости, расположенных на территории Курганской области, могла быть пересмотрена и установлена в размере рыночной только на основании решения соответствующего бюджетного учреждения, которым является Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости".
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области указанными полномочиями с 1 января 2021 года не обладала и не вправе была принимать решение 11 мая 2021 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N
Суд первой инстанции правильно указал, что полномочия бюджетного учреждения по установлению кадастровой стоимости земельных участков не могли перейти от него к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области и на период с 1 января по 1 июня 2021 года, поскольку положения статьи 22 Федерального закона N 237- ФЗ, регламентирующие порядок пересмотра кадастровой стоимости Комиссией, с 1 января 2021 года в Курганской области не могли применяться.
Суд также правильно указал, что признание незаконным Решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области N4548 от 11 мая 2021 года не влечет за собой нарушение прав заинтересованного лица ООО "Контур Курган", поскольку за обществом сохраняется право на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в установленном законом порядке - путем подачи соответствующего заявления в Государственное бюджетное учреждение Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости".
Доводы апелляционных жалоб о пропуске административным истцом срока обращения в суд с заявлением об оспаривании решения Комиссии, а также безосновательное восстановление судом указанного срока, по мнению судебной коллегии, не влияют на правильность постановленного решения.
Частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Частью 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривается, что административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 настоящего Кодекса с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Главой 22, а именно статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.1).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8).
Таким образом, в соответствие с приведенными нормами права, решения и действия комиссии могут быть оспорены заинтересованными лицами в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, Начальник правового управления Администрации города Кургана был ознакомлен с Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре от 11 мая 2021 года N4548 3 сентября 2021 года, после получения соответствующего уведомления и пакета документов из Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений.
Исковое заявление подано в суд 12 октября 2021 года, то есть, в установленный законом трехмесячный срок с момента ознакомления с Решением Комиссии.
Данные о том, когда оспариваемое Решение Комиссии поступило в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений, материалы дела не содержат, также как не содержат данных, достоверных подтверждающих направление в Администрацию г. Кургана уведомления о проведении заседания Комиссии 11 мая 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N датированного 19 апреля 2021 года, и копии решения Комиссии в отношении указанного земельного участка от 11 мая 2021 года.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно восстановил административному истцу процессуальный срок для обжалования решения Комиссии.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 8 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Управления Росреестра по Курганской области, ООО "Контур Курган", без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.